Гражданский кодекс об ано

Содержание страницы:

Статья 17. Преобразование некоммерческой организации

Действие статьи 17 настоящего Федерального закона не распространяется на религиозные организации

Статья 17. Преобразование некоммерческой организации

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ в пункт 1 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ в пункт 2 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ в пункт 3 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ пункт 4 статьи 17 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

4. Ассоциация (союз) вправе преобразоваться в некоммерческую организацию в одной из организационно-правовых форм, указанных в пункте 5 статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ГК РФ с 1 сентября 2014 г. автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ в пункт 5 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Решение о преобразовании некоммерческого партнерства принимается учредителями единогласно, ассоциации (союза) — всеми членами, заключившими договор о ее создании.

Решение о преобразовании частного учреждения принимается его собственником.

Решение о преобразовании автономной некоммерческой организации принимается ее высшим органом управления в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке, предусмотренном уставом автономной некоммерческой организации.

6. При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом.

Статья 50 ГК РФ. Коммерческие и некоммерческие организации

Новая редакция Ст. 50 ГК РФ

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественных движений;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

14) государственных корпораций;

15) нотариальных палат.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 50 ГК РФ

При разрешении споров, связанных с учреждением и регистрацией юридических лиц после 7 декабря 1994 года, необходимо руководствоваться главой 4 первой части Кодекса, имея в виду, что после указанной даты коммерческие организации могли быть созданы только в организационно-правовых формах, предусмотренных данной главой Кодекса. Создание юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, после официального опубликования части первой Кодекса в иных организационно-правовых формах рассматривается как нарушение установленного законом порядка их образования. Акты о регистрации таких юридических лиц в силу закона должны признаваться недействительными (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 28.02.1995 N 2/1).

Перечень некоммерческих организаций указан в ГК не исчерпывающим образом (открытый перечень), что предполагает возможность установления иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций в других федеральных законах.

В настоящее время федеральными законами дополнительно предусмотрены, в частности, следующие формы некоммерческих организаций:

— автономная некоммерческая организация (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

— садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество (Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);

— товарищество собственников жилья (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ);

— объединение работодателей (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2000 N 197-ФЗ);

— нотариальная палата (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);

— торгово-промышленная палата (Федеральный закон от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).

Необходимо обратить внимание, что законодатель не исключает возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, однако предполагает для ее осуществления ряд условий:

— она не должна осуществляться в качестве основной деятельности;

— она должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать им.

Другой комментарий к Ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с ГК все юридические лица могут создаваться только в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена законом. В зависимости от основной цели деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и возможность ее распределения среди участников.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Гражданский кодекс (п. 3 ст. 50) разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что она служит достижению целей, ради которых организация создана, и соответствует им. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах, а также участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Закон (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК РФ) предусматривает необходимость преобразования в хозяйственное товарищество или общество объединения коммерческих организаций (ассоциации или союза) в случае, если по решению участников на ассоциацию или союз возлагается ведение предпринимательской деятельности.

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень коммерческих организаций. К ним закон относит хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

3. Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК, не является исчерпывающим. Помимо указанных в нем потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций или союзов), законом могут быть предусмотрены и иные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Так, Закон о некоммерческих организациях предусматривает возможность таких юридических лиц, как некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная некоммерческая корпорация.

Некоммерческое партнерство — это основанное на членстве объединение граждан и юридических лиц, созданное ими для содействия своим членам в достижении некоммерческих целей путем осуществления предпринимательской деятельности (п. п. 1 и 2 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).

Автономной некоммерческой организацией является не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (в том числе некоммерческого характера) и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Особенностью государственной корпорации (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях) является то, что она создается специальным федеральным законом, который заменяет ей все учредительные документы, предусмотренные ст. 52 ГК.

Помимо форм, указанных в Законе о некоммерческих организациях, некоторые организационно-правовые формы некоммерческих организаций предусмотрены иными законами РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 3 Закона о торгово-промышленных палатах в РФ торгово-промышленная палата представляет собой добровольное объединение на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданное ими с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов.

Отдельными видами некоммерческих организаций являются также община малочисленных народов (Федеральный закон от 20 июля 2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122; 2004. N 35. Ст. 3607) и объединение работодателей (Федеральный закон от 27 ноября 2000 г. «Об объединениях работодателей» // СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4741).

4. В п. 4 ст. 50 разрешается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Подобные объединения в силу ст. 121 ГК являются некоммерческими организациями.

Ст. 50 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации.

В чем отличие товарищества собственников жилья (ТСЖ) от товарищества собственников недвижимости (ТСН)?

Для удобства решения различных организационных вопросов и защиты своих прав собственники квартир могут объединяться в товарищества.

Товарищество собственников недвижимости — более широкое понятие. В сферу управления таких товариществ включаются жилые помещения, офисные здания и земельные участки. ТСН — общая форма юридических лиц, в состав которой могут входить физические лица, а также отдельные юрлица, объединенные более узкой направленностью.

С сентября 2014 года вступили в силу изменения Жилищного кодекса РФ, согласно которым все ТСЖ будут переименованы в ТСН.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 10.04.2015 опубликовало письмо, из которого следует, что перерегистрацию уже созданных ТСЖ в ТСН производить не нужно.

Понятие ТСЖ пока еще используется в документации. В настоящее время все ТСЖ решают вопросы о переименовании в ТСН, получении необходимой лицензии, а также приведению своих уставов в соответствие с нормами ГК о ТСН.

Статья 50 ГК РФ содержит список организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации. Закон причисляет к такой форме товарищества собственников недвижимости, к которому относятся, в свою очередь, товарищества собственников жилья.

Таким образом, ТСЖ — это вид юридического лица, создаваемый в форме ТСН как некоммерческая организация. Товарищество собственников жилья больше не является самостоятельной организационно-правовой формой и считается одним из видов товариществ собственников недвижимости.

В соответствии с п 6 ст 50 ГК РФ, к отношениям с участием некоммерческих организаций не применяются правила Гражданского кодекса. Деятельность ТСЖ, равно как и ТСН, регулируется Жилищным кодексом РФ.

Можно ли преобразовать в ЗАО бюджетное учреждение?

Учреждения по типу собственности подразделяются на частные, государственные и муниципальные. Государственные и муниципальные учреждения могут финансироваться из бюджета или автономно. Поэтому, если речь идет о бюджетном учреждении, мы подразумеваем, что им является государственная или муниципальная некоммерческая организация.

Согласно гражданскому законодательству, бюджетное учреждение создается не для извлечения прибыли, а для осуществления некоммерческих социально-культурных, управленческих или иных функций.

Закрытое акционерное общество, в соответствии со ст. 50 ГК РФ, относится к хозяйственным обществам, являющимся коммерческими организациям, которые извлекают из своей деятельности прибыль. Деятельность бюджетных учреждений и хозяйственных обществ разнится по своей сути. Закон допускает преобразование государственного или муниципального учреждения только в иную форму некоммерческой организации, и не содержит норм, открывающих возможность преобразовать его в хозяйственное общество.

Может ли некоммерческая организация получать иностранное финансирование? Будет ли она при этом являться иностранным агентом?

Ст 50 ГК РФ указывает, что некоммерческая организация не имеет цели извлечения прибыли, не распределяет прибыль между участниками и может заниматься предпринимательством только для решения своих непосредственных задач.

Для деятельности некоммерческих организаций необходимо финансирование, получать его они могут как из российских, так и из иностранных источников (от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, граждан). Передача денежных средств может происходить не только напрямую. Финансирование организации из-за рубежа бывает и опосредованным — через российское юридическое лицо.

В 2014 году был принят закон о внесении изменений в одну из статей ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Теперь некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента должна быть внесена в соответствующий реестр. С недавних пор это происходит в России повсеместно: НКО, выполняющие функции иностранных агентов, включаются в указанный реестр добровольно и принудительно. Участились проверки уполномоченными органами некоммерческих организаций с целью выяснить, являются ли они “иностранными агентами”.

Да, некоммерческая организация может получать иностранное финансирование. Но не всякая организация, получающая иностранное финансирование будет считаться иностранным агентом.

Для того, чтобы некоммерческая организация получила этот статус, должно быть соблюдено два условия: организация должна получать денежные средства или имущество из иностранных источников, и при этом осуществлять политическую деятельность в России.

Поэтому формально ответ на этот вопрос отрицательный — организация не обязательно является иностранным агентом, если получает финансирование из-за рубежа.

Однако уже сейчас возникает множество споров относительно применения этого закона. Все чаще под определение “иностранный агент” попадают организации, вовсе не связанные с политикой: экологические, правозащитные, благотворительные.

Это происходит от того, что положение об участии в политической жизни трактуется по разному.

По закону, участвующей в политической деятельности, признается организация:

воздействующая на принятие государственными органами решений путем участия в политических акциях;

противодействующая проводимой государственной политике;

влияющая на формирование общественного мнения.

Все эти пункты несут негативную окраску. Подразумевается, что организация, признаваемая “иностранным агентом”, действует не в интересах нашей страны, а в пользу интересов иностранных источников.

Конституционный суд РФ 8 декабря 2015 года огласил свое решение по жалобам целого ряда некоммерческих организаций. Они считают, что их несправедливо признали выполняющими функции иностранных агентов. Судьи решили, что данный статус не указывает на исходящую от организаций угрозу государственным институтам, и оспариваемые нормы соответствуют Конституции. Однако сфера применения данного закона будет сужена, и судебные решения, принятые в адрес организаций, обратившихся в Конституционный суд, будут пересмотрены.

Изменения в Гражданском кодексе — Автономная некоммерческая организация

Под автономной некоммерческой организацией будет пониматься унитарная некоммерческая организация, которая не имеет членства и создана на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в следующих сферах:

иных сферах некоммерческой деятельности.

Такое определение будет приведено в пункте 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса РФ.

В отношении автономной некоммерческой организации Гражданский кодекс РФ будет предусматривать следующие правила.

Во-первых, закон урегулирует вопрос о количестве учредителей автономной некоммерческой организации. В Гражданском кодексе РФ появится прямое указание на то, что такую организацию могут создать не только несколько лиц, но и одно лицо, то есть единственный учредитель (абз. 2 п. 1 ст. 123.24 ГК РФ).

По решению единственного учредителя либо по единогласному решению учредителей в состав учредителей автономной некоммерческой организации можно будет принять новых лиц. В то же время любое лицо будет вправе по своему усмотрению выйти из состава учредителей (п. 6 ст. 123.24 ГК РФ).

Во-вторых, предусмотрят перечень сведений, которые должен будет содержать устав автономной некоммерческой организации:

наименование, включающее слова автономная некоммерческая организация,

место нахождения организации,

предмет и цели ее деятельности,

состав, порядок образования и компетенция ее органов,

иные сведения, предусмотренные в законе.

Такие требования будут предусмотрены в пункте 2 статьи 123.24 Гражданского кодекса РФ.

В-третьих, Гражданский кодекс РФ будет предусматривать право автономной некоммерческой организации вести предпринимательскую деятельность, необходимую для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Для ведения такой деятельности организация сможет создавать хозяйственные общества и участвовать в них (п. 5 ст. 123.24 ГК РФ).

В-четвертых, установят следующие особенности управления в автономной некоммерческой организации (ст. 123.25 ГК РФ):

управлять деятельностью организации будут ее учредители в порядке, предусмотренном уставом,

учредителям понадобится назначить единоличный исполнительный орган (председателя, генерального директора и т. п.) из числа учредителей организации граждан,

учредители будут вправе создать постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенцию которого будет определять устав. Сейчас такой орган нужно создавать в обязательном порядке (абз. 2 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ О некоммерческих организациях).

В-пятых, конкретизируют, в какие организационно-правовые формы можно будет реорганизовать автономную некоммерческую организацию в процессе преобразования. Такую организацию будет допустимо преобразовать лишь в фонд (п. 7 ст. 123.24 ГК РФ).

Читайте о нововведениях:

Материал Юридической справочной системы Система Юрист

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации

1. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

7. Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

8. В части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.

Комментарий к статье 123.24 ГК РФ

1. Первоначально проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — проект), который был принят в первом чтении 27 апреля 2012 г., предусматривал упразднение автономной некоммерческой организации как самостоятельного вида юридического лица.

По замыслу разработчиков проекта, Гражданский кодекс РФ должен предусматривать возможность создания некоммерческих организаций только в следующих формах:

для корпораций — потребительский кооператив, общественная организация, объединение лиц;

для юридических лиц некорпоративного характера — фонд и учреждение, а в проекте — также религиозная организация.

Данный перечень должен рассматриваться как исчерпывающий. Названные в отдельных законодательных актах виды и разновидности некоммерческих организаций должны были бы существовать только в одной из форм, предусмотренных ГК РФ.

На стадии принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ список некоммерческих организаций некорпоративного характера был дополнен автономными некоммерческими организациями. Согласно подп. 9 п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в том числе в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации.

В целом на проект поступило около 2000 поправок, среди которых были предложения объявить учреждения собственниками части их имущества и устранить имущественную ответственность соучредителей по долгам, поскольку такие учреждения могли бы отвечать перед своими кредиторами своим имуществом . Как справедливо отмечает Е.А. Суханов, «такой откровенно своекорыстный подход не мог быть поддержан ни разработчиками законопроекта, ни законодателем» .

Во-первых, имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления, собственником имущества учреждения остается его учредитель. Юридическому лицу не может принадлежать имущество на различных вещных правах одновременно. Соответственно, если учреждение создано несколькими лицами, у таких лиц должна возникнуть общая долевая собственность на имущество, приобретенное учреждением. В этой связи Е.А. Суханов отмечает, что возможность соучредительства неизбежно влечет за собой возникновение общей долевой собственности соучредителей на имущество созданного ими образовательного учреждения, что в свою очередь столь же неизбежно влечет их неограниченную солидарную ответственность личным имуществом по долгам такого учреждения, не удовлетворенным из-за отсутствия или недостатка у него собственных денежных средств, появление права выдела доли и преимущественного права ее покупки другими соучредителями и все иные последствия, предусмотренные законом для отношений общей собственности . Поэтому абз. 2 п. 2 ст. 123.21 ГК устанавливает запрет на соучредительство в учреждениях, закрепляя правило, что при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Во-вторых, такая организационно-правовая форма юридического лица, как фонд, для приведенной ситуации не совсем подходит, поскольку учредители фонда, создав его, не участвуют в управлении его деятельностью.

Согласно ст. 123.19 ГК РФ управление фондом осуществляют специальные органы, а надзор за его деятельностью — попечительский совет фонда (осуществляющий надзор за принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства). Ассоциации негосударственных образовательных учреждений настаивали на том, чтобы учредители образовательного учреждения сохранили право управления такой организацией . Поэтому в ГК РФ была введена автономная некоммерческая организация как самостоятельное юридическое лицо и в комментируемой статье, и в ст. 123.25 ГК РФ предложены ее отличительные черты: это унитарная организация — собственник своего имущества. Поскольку она является собственником имущества, постольку в ней возможно и соучредительство. При этом один из учредителей может быть руководителем такой организации. Однако уставом можно устанавливать или сохранять и действующую «систему советов» — наблюдательный совет, попечительский совет и т.д. Таким образом, внутренняя структура автономной некоммерческой организации определяется учредителями свободно. Это позволяет говорить, что автономная некоммерческая организация — особый вид унитарной организации: в отличие от учреждения она является собственником имущества, поэтому возможно соучредительство, в отличие от фонда в ней сохраняется контроль со стороны ее учредителей.

2. Пункт 1 комментируемой статьи называет следующие признаки автономной некоммерческой организации:

1) это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства. Деление юридических лиц на корпорации и унитарные организации введено ст. 65.1 ГК РФ. Согласно правилам данной статьи юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами, к ним относятся и автономные некоммерческие организации. В корпорациях же учредители (участники) обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В связи с тем что в корпорацию учредители вкладывают свое имущество, она создается для получения прибыли, ее учредители заинтересованы в управлении таким юридическим лицом. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. Унитарные юридические лица заранее наделяются необходимым имуществом, считаются бесприбыльными организациями , поэтому их учредители не заинтересованы в непосредственном контроле и управлении такими юридическими лицами и не становятся участниками таких лиц;

2) создается такая организация на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц. Данный признак полностью соответствует ст. 10 Закона о некоммерческих организациях. Автономная некоммерческая организация может быть создана также одним лицом (может иметь одного учредителя). Кроме того, согласно п. 16 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ учреждение, созданное до дня вступления в силу указанного Закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по этому основанию, а может быть (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд;

3) цели создания такой организации — некоммерческие: предоставление услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает правовой режим имущества автономной некоммерческой организации. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации, не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Возможный остаток имущества после ликвидации автономной некоммерческой организации в соответствии с общим правилом п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях должен направляться на общеполезные цели и не поступать в собственность учредителей.

4. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает традиционные требования к содержанию устава такой организации. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», о месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения. Сразу отметим, что учредители такой организации обладают определенной автономией воли в отношении структуры ее управления согласно правилам ст. 123.25 ГК РФ.

Учредители автономной некоммерческой организации также свободны в вопросе выхода из состава такой организации. Так, согласно п. 6 комментируемой статьи лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации. А по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

5. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает права ее учредителей на использование оказываемых ею услуг. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Это правило полностью соответствует п. 4 ст. 10 Федерального закона о некоммерческих организациях. Как отмечает А.Н. Борисов, речь здесь идет о цене оказываемых услуг, об иных условиях договора, о возмездном оказании услуг, о предпочтениях в оказании услуг и т.д. . Создав организацию и наделив ее имуществом, учредители утрачивают права в отношении такого имущества и не могут пользоваться какими-либо привилегиями в отношении самостоятельного субъекта права.

———————————
Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2013 // СПС «КП».

6. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает специальные правила по поводу возможности осуществления автономной некоммерческой организацией предпринимательской деятельности. В отличие от ранее действовавшего законодательства, устанавливающего общее правило, позволяющее такой организации непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью (оно было ограничено только тем, что такая деятельность должна была соответствовать целям, для достижения которых создана указанная организация, см. п. 2 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях), новые правила ГК РФ предусматривают, что любая некоммерческая организация может заниматься только приносящей доход деятельностью (а не предпринимательской деятельностью), если это предусмотрено ее уставом, и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, если это соответствует таким целям (см. ст. 50 ГК). В отношении предпринимательской деятельности комментируемая статья устанавливает специальное правило о том, что автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них. Таким образом, автономная некоммерческая организация не только не вправе сама осуществлять предпринимательскую деятельность, но и создаваемые ею юридические лица для осуществления предпринимательской деятельности должны «соответствовать» тем целям, для достижения которых была создана эта автономная некоммерческая организация.

7. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает ограничения по преобразованию автономной некоммерческой организации. Поскольку это унитарная некоммерческая организация, она не может быть преобразована в корпорацию и коммерческую организацию. Кодекс называет только один вид юридического лица, в которое может быть преобразована автономная некоммерческая организация, — это фонд.

8. В части, не урегулированной ГК РФ, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом. Правила такого закона не могут противоречить нормам Кодекса об автономной некоммерческой организации.

9. Автономная некоммерческая организация

Автономные некоммерческие организации, как и некоммерческие партнерства, являются новым для нашего правопорядка видом юридических лиц. Они не относятся к числу корпораций, т. е. не имеют членства, и создаются на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, прежде всего некоммерческого характера (в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта и т. п.). От финансируемых собственниками учреждений такие организации отличаются наличием права собственности на переданное им учредителями имущество.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (в том числе не коммерческого характера) и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

В этой организационно-правовой форме могут функционировать частные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и т. п., преследующие не только предпринимательские цели. По сути, речь и идет об учреждениях, являющихся, однако, собственниками имеющегося у них имущества.

Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица, производящие взносы в ее имущество. Закон не исключает здесь единоличного учредительства. Учредительным документом такой организации является устав, а при наличии нескольких учредителей возможно и заключение между ними учредительного договора, выполняющего в этом случае роль второго учредительного документа (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В уставе должны быть указаны предмет и цели деятельности такой организации (сохраняющей целевую правоспособность), источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и компетенция органов управления, направления использования остатка имущества после ее ликвидации.

В автономной некоммерческой организации создается коллегиальный высший (волеобразующий) орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях), имеющий исключительную компетенцию. В него включаются как учредители (их представители), так и наемные работники этой организации, которые, однако, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом данной организации (в соответствии с ее уставом может быть образован также и коллегиальный исполнительный орган).

Учредители автономной некоммерческой организации не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут никакой ответственности по ее обязательствам. Они, однако, обязаны осуществлять надзор за соответствием ее деятельности уставным задачам в порядке, определенном ее учредительными документами. Они вправе пользоваться услугами, предоставляемыми созданной ими организацией, только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется по общим правилам гражданского законодательства. По решению ее высшего органа она может преобразовываться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд, но не в коммерческую организацию (п. 3 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). По смыслу п. 1 ст. 65 ГК она не может быть объявлена банкротом. Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях.

Это интересно:

  • Инструкция по заполнению врачебного свидетельства о смерти Инструкция по правилам заполнения, выдачи, учета и хранения медицинского свидетельства о смерти Приложение к приказу от «13» апреля 2009 года № 000 по правилам заполнения, выдачи, учета и хранения медицинского свидетельства о […]
  • Сбыт краденного статья ук Покушение на сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, в составе группы лиц. Симоновский районный суд г. Москвы в составе председательствующего, с участием государственного обвинителя помощника Симоновского […]
  • Материнский капитал на близнецов Материнский капитал на двойню в 2018 году Материнский капитал – основная демографическая стимулирующая составляющая Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, […]
  • Уголовный кодекс особенная часть учебник УГОЛОВНОЕ ПРАВО особенная часть Транскрипт 2 УГОЛОВНОЕ ПРАВО особенная часть Учебник для бакалавров Издание второе, переработанное и дополненное Под редакцией доктора юридических наук, профессора А. И. Чучаева Москва 2015 3 УДК […]
  • Непрерывный трудовой стаж в тк рф Что такое непрерывный трудовой стаж и для чего он применяется Понятие «непрерывный трудовой стаж» запомнилось многим специалистам, работающим с советстких времен. Однако в России уже более 10 лет этого понятия законодательно не […]
  • Обратную силу имеют уголовные законы которые Статья 10. Обратная сила уголовного закона Статья 10. Обратная сила уголовного закона См. комментарии к статье 10 УК РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П взаимосвязанные положения подпункта "а" […]
  • Тк рф труд детей Прокуратура Московской области Несовершеннолетним, осуществляющим трудовую деятельность в Российской Федерации, гарантируется установление сокращённого рабочего времени. В соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской […]
  • Новый закон на третьего ребенка Закон Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ (ред. от 04.05.2018) "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ Московской областной Думы от 21 декабря 2005 г. N […]