Гражданская защита на промышленном предприятии

Гражданская защита на промышленном предприятии

Основы Гражданской обороны страны

8.1. Основные задачи и структура гражданской обороны

Гражданская оборона (ГО) представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Решение задач гражданской обороны является важной обязанностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

8.1.1. Основные задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области ГО являются:

1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (СИЗ);

5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

6) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

7) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

8) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

10) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

13) разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

14) обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

8.1.2. Структура гражданской обороны

Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.

Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ. Он является начальником гражданской обороны Российской Федерации, а Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – первым заместителем начальника ГО РФ.

Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации и городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Москва и Санкт-Петербург – на органы самоуправления. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны.

Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики (ОЭ) действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

В Российской Федерации непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Принятые Министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также для должностных лиц и граждан.

В субъектах Российской Федерации, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют министерства, комитеты, управления и отделы, а на объектах экономики – штабы, отделы, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах – отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Начальники штабов (отделов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.

Для координации деятельности территориальных органов ГО в пределах нескольких субъектов Российской Федерации используются региональные центры.

Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.

Силы гражданской обороны Российской Федерации состоят из войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны.

К войскам ГО РФ относятся отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки.

Гражданские организации ГО создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

8.2. Организация гражданской обороны на промышленном объекте

Гражданская оборона на промышленном объекте (в дальнейшем – на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи от него, от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Защита обеспечивается проведением комплекса мероприятий, позволяющих предотвратить или уменьшить последствия опасных природных явлений, аварий, катастроф, максимально ослабить результаты воздействия оружия массового поражения, создать благоприятные условия для работы объекта, проживания и деятельности населения.

Основными задачами ГО на объекте являются:

1) защита персонала объекта и населения от ЧС;

2) повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС;

3) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Задачи гражданской обороны объекта решаются путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических, технологических, экономических и экологических мероприятий.

Организационные мероприятия предусматривают разработку и планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава отдела по делам ГОЧС, служб и формирований ГО по защите персонала объекта, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановлению производства, а также по выпуску продукции на сохранившемся оборудовании.

Инженерно-технические мероприятия ГО – это комплекс мероприятий, осуществляемых инженерно-техническими методами и средствами и направленных на предотвращение или уменьшение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях, на успешное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения.

Технологические мероприятия предусматривают повышение устойчивости работы объекта путем таких изменений технологических процессов, которые способствовали бы обеспечению бесперебойного выпуска продукции, а также исключали бы возникновение вторичных факторов поражения.

Экономические мероприятия предусматривают такой подход к выполнению всего комплекса работ, который обеспечил бы их эффективность при минимальных капитальных затратах.

Экологические мероприятия представляют собой продолжение комплекса работ данного направления, которые должны вестись каждым объектом с целью максимально возможного уменьшения вредного воздействия продуктов технологического цикла на окружающую среду и рабочие места работающего персонала.

Объем и порядок разработки и проведения рассматриваемых мероприятий регламентируются «Нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО)» и другими нормативными документами по организации и ведению гражданской обороны на промышленном объекте. Введение Норм возложено на систему гражданской обороны объекта и в частности на начальника отдела ГОЧС.

Организация защиты персонала объекта и населения от ЧС возложена на систему гражданской обороны объекта.

Начальником гражданской обороны объекта является его руководитель. Он подчиняется ведомству (министерству, отрасли), а в оперативном отношении – начальнику гражданской обороны города (района, префектуры), на территории которого расположен объект.

На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель начальника гражданской обороны, который в мирное время является основным организатором всех подготовительных мероприятий по гражданской обороне.

Кроме штатного заместителя, приказом начальника гражданской обороны назначаются заместители по рассредоточению и эвакуации персонала объекта и членов их семей, инженерно-технической части; материально-техническому снабжению и др. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих обязанностей.

Заместителем начальника гражданской обороны по рассредоточению и эвакуации персонала назначается обычно заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план рассредоточения работающего персонала и их семей, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей, а также доставку рабочих смен к месту работы, руководит службой охраны общественного порядка.

Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он непосредственно руководит службами (аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий), а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического снабжения.

На всех объектах, как правило, создаются отделы по делам ГОЧС (в дальнейшем – отделы ГО), которые комплектуются из должностных лиц. Численность штатных работников отдела определяется ведомством, в ведении которого находится объект. Отдел ГО является органом управления начальника ГО объекта.

В состав отдела ГО крупного объекта входят начальник отдела и его заместители (помощники) по оперативно-разведывательной части, боевой подготовке, жилому сектору. В него могут входить различные специалисты и представители общественных организаций. На небольших объектах отделы ГО комплектуются из штатных работников и должностных лиц, освобожденных от их основных обязанностей.

Должность начальника отдела ГО объекта обычно предусмотрена в штатном расписании предприятия. Являясь первым заместителем начальника ГО объекта, начальник отдела имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Он организует устойчивое управление и надежно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО.

Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются следующие службы: оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, энергетики и светомаскировки, радиационной и химической защиты, материально-технического снабжения, транспорта и др.

Служба оповещения и связи создается на базе узла связи во главе с его начальником. Ее задачами являются оповещение о возникновении чрезвычайной ситуации – передача сигнала ГО и сообщений о ЧС, поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и др.

Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны во главе с ее начальником. На нее возлагается обеспечение надежной охраны объекта, поддержание общественного порядка при возникновении ЧС и во время проведения АСиДНР, наблюдение за режимом светомаскировки.

Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства и жилищно-коммунального отдела. Эта служба занимается разработкой плана размещения персонала объекта в защитных сооружениях, организацией строительства, обеспечением готовности убежищ и контролем за правильностью их эксплуатации, участвует в спасательных работах.

Служба радиационной и химической защиты (РХЗ) создается на базе химических и центральных заводских лабораторий. Она осуществляет мероприятия по защите персонала объекта, источников водоснабжения, пищеблоков, складов продовольствия от радиоактивных и отравляющих веществ, организует и подготавливает формирования и учреждения радиационной и химической защиты, осуществляет контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты и специальной техники, организует посты радиационного и химического наблюдения (РХН) и осуществляет дозиметрический контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации радиоактивного и химического заражения.

Противопожарная служба организуется на базе подразделений ведомственной пожарной службы. Она разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе РХЗ в дезактивации и дегазации участков заражения.

Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного и технического отделов. Она разрабатывает и проводит предупредительные мероприятия, повышающие устойчивость основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, неотложные работы по локализации и ликвидации аварий, разборку завалов и спасение людей.

Медицинская служба организуется на базе медицинских пунктов медсанчастей и поликлиник. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, обеспечивает медобслуживание семей, работающих в местах их рассредоточения.

Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей отделов. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих и служащих и доставкой их к месту работы: организует подвоз сил и средств к очагу поражения для перевозок рабочих, служащих, эвакуации пораженных, а также для других целей гражданской обороны.

Служба материально-технического снабжения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Задачами этой службы являются разработка плана материально-технического снабжения, своевременное обеспечение формирований всеми видами оснащения, организация ремонта техники и различного имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости персонала на объекте и в местах рассредоточения.

Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Начальник службы – главный энергетик объекта. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей различного рода системами и средствами защиты и неотложные аварийно-восстановительные работы на них, планирует мероприятия по светомаскировке и первоочередным восстановительным работам.

В зависимости от специфики объекта и наличия базы могут создаваться и другие службы, например защиты продовольствия и воды, животных и т.д.

Количество служб на объекте определяется его начальником ГО.

На небольших объектах службы ГО не создаются, их задачи и функции выполняют отделы данного объекта (отдельные лица), которые руководят созданными формированиями ГО (командами, звеньями, постами).

8.3. Гражданские организации ГО

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июня 1999 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны» на всех потенциально опасных, а также имеющих важное оборонное значение и представляющих высокую опасность возникновения ЧС объектах, создаются гражданские организации (далее – формирования) ГО. Они создаются, как и в целом в гражданской обороне, по территориально-производственному принципу.

Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в сфере их ведения, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют организации (ОЭ), которые создают формирования ГО. Аналогичным образом органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют организации (ОЭ), находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования ГО.

Организации (ОЭ), создающие формирования ГО, разрабатывают штаты и табели оснащения этих формирований техникой и имуществом, а также укомплектовывают их личным составом, техникой и имуществом. Руководители объектов экономики осуществляют подготовку и поддержание формирований в состоянии постоянной готовности к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Единой организационно-штатной структуры формирований ГО нет. Однако МЧС России совместно с федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации разрабатывает примерную организационно-штатную структуру и рекомендации по нормам оснащения формирований ГО техникой и имуществом.

На основании этих рекомендаций руководители организаций (ОЭ) с учетом особенностей потенциально опасных объектов создают формирования ГО. Такими формированиями могут быть аварийно-спасательные, медицинские, противопожарные, аварийно-технические, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, механизации и др.

Личный состав формирований ГО комплектуется в мирное время за счет персонала организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

В формирования ГО могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II и III групп, беременных женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование и имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Формирования ГО обычно создаются в виде отрядов (200– 400 человек), команд (50–150 человек), групп (15–40 человек) и звеньев (3–10 человек).

При определении потребности формирований ГО за основу берется численность объекта на военное время. На небольших объектах экономики (до 500 человек) создаются только спасательные формирования обычной готовности. На объектах с численностью персонала от 500 до 3 тыс. человек создаются сводные группы; от 3 до 5 тыс. – одна сводная команда; от 5 до 8 тыс. – две сводные команды; от 8 до 15 тыс. человек – один сводный отряд.

Основное назначение формирований ГО – ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (заражения) и зонах катастрофического затопления, а также выполнение других мероприятий ГО.

Классификация формирований ГО:

1) по назначению – формирования общего назначения и служб ГО (специального назначения);

2) по подчиненности – формирования территориальные и объектовые;

3) по срокам (степени) готовности – формирования повышенной и обычной готовности.

К формированиям служб ГО относятся посты радиационного и химического наблюдения, звенья связи, санитарные дружины и санитарные посты, противопожарные команды (отделения, звенья), аварийно-технические группы (звенья), отряды (команды, группы) радиационной и химической защиты, группы (звенья) по обслуживанию убежищ и укрытий, команды (группы, звенья) охраны общественного порядка, подразделений питания и др.

Формирования служб ГО создаются из специалистов соответствующего профиля и предназначаются для проведения в очагах поражения специальных работ и для усиления формирований общего назначения.

На объектах химической промышленности, особенно производящих или использующих ОХВ, служба радиационной и химической защиты является одной из важнейших служб системы гражданской обороны.

В состав данной службы входят следующие формирования:

1) группы (звенья) радиационной и химической разведки и посты радиационного и химического наблюдения;

2) сводные отряды (команды, группы) радиационной и химической защиты;

3) команды (группы) обеззараживания, создаваемые на базе предприятий коммунального хозяйства, цехов благоустройства предприятия, дорожно-эксплуатационных участков, треста (управления) озеленения и т.д.

Задача этих команд (групп) – защита персонала объекта и личного состава формирований от воздействия ОХВ, РВ, ОВ и БС методом обеззараживания (дегазации, дезактивации, дезинфекции) технологического оборудования, техники, транспорта, средств индивидуальной защиты, одежды, обуви и иного, а также санитарной обработки персонала организаций и личного состава формирований.

Территориальные и объектовые формирования ГО подразделяются на формирования общего назначения и специальные (службы ГО). Формирования общего назначения – сводные аварийно-спасательные отряды, аварийно-спасательные команды (группы) и разведгруппы ГО общей разведки; специальные формирования – формирования служб ГО.

Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы) предназначены для розыска и выноса пораженных, находящихся под завалами в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях, оказания первой медицинской помощи и доставки к местам погрузки, расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных и поврежденных защитных сооружений, локализации аварий на коммунальных и энергетических сетях и других работ.

Все специальные и большая часть территориальных формирований являются формированиями повышенной готовности с возможностью их развертывания за 6 ч с момента получения соответствующего сигнала о приведении их в полную готовность. Степень готовности территориальных формирований устанавливается соответствующим начальником ГО.

Объектовые формирования комплектуются, как правило, по производственному принципу – по цехам, участкам, рабочим сменам и бригадам. В каждой рабочей смене создаются все типы формирований, предусмотренные для объекта в целом.

Для своевременной ликвидации последствий аварий (катастроф), стихийных бедствий, лесных пожаров часть объектовых формирований, как и специализированных (территориальных), содержится в повышенной готовности.

Формирования повышенной готовности укомплектовываются личным составом, техникой, транспортом, приборами РХР и комплектами СИЗ в первую очередь и с таким расчетом, чтобы их отрыв от работы не привел к нарушению производственного процесса.

Отделы ГО объектов совместно с командирами формирований разрабатывают планы приведения формирований в готовность (как приложение к плану ГО объекта).

Следует отметить, что на объектах химической промышленности вместо сводных отрядов (команд, групп) общего назначения создаются сводные отряды (команды, группы) радиационной и химической защиты, команды пожаротушения и санитарные дружины, а также другие формирования.

Примерная организация формирований ГО

Спасательная команда (СК) – объектовое формирование общего назначения обычной готовности. Она предназначена для проведения спасательных работ на объекте.

В своем составе СК имеет три спасательные группы по 25 человек в каждой и одну сандружину – 24 человека (6 звеньев по 4 человека). Всего в СК – 105 человек, 1 автомобиль, 1 мотоцикл. Имеются приборы РХР и ручной инструмент для резки металла. За 10 ч работы команда может извлечь из-под завалов и защитных сооружений до 1 тыс. человек и оказать пострадавшим первую помощь.

В зависимости от характера выполняемых задач команда усиливается формированиями служб.

Аварийно-техническая команда (АТК) – объектовое формирование обычной или повышенной готовности. Она предназначена для ликвидации и локализации аварий и временного восстановления поврежденных участков коммунально-энергетических сетей (КЭС).

В своем составе АТК имеет три группы по 13 человек (электротехническую, водопроводно-канализационных и газовых сетей). Всего в АТК 45 человек. В команду включены специалисты (электромонтеры, сантехники, газопроводчики) и средства механизации (бульдозер, экскаватор, автокран, компрессор и электростанция).

Обычно при проведении АСиДНР АТК и СК, работая вместе, усиливают друг друга, что ускоряет и облегчает проведение всего комплекса работ в очаге поражения.

Сводная команда (СВК) – основное формирование общего назначения повышенной готовности промышленного объекта.

Она предназначена для выполнения всего комплекса АСиДНР в очаге поражения на объекте и может привлекаться для ликвидации последствий стихийного бедствия и производственных аварий как на объекте, так и на других объектах района (города).

В своем составе СВК имеет: звено связи и разведки – 6 человек; две спасательные группы (СГ) по 25 человек в каждой; группу механизации (ГМ) – 26 человек (4 звена специалистов) и сандружину (СД) – 24 человека (6 звеньев по 4 человека). Всего 108 человек.

Команда имеет бульдозер, автокран, компрессор, 2 электростанции, 2 сварочных аппарата, радиостанцию, приборы РХР, 6 грузовых автомобилей, из них 1 – в звене связи, 1 – в СД, 4 – в ГМ.

Ориентировочные возможности СВК за 10 ч работы:

1) устройство проезда по завалу шириной 3–3,5 м – до 1 км;

2) откопка и вскрытие заваленных убежищ – 3–4 шт.;

3) извлечение пострадавших – до 500 человек и оказание им помощи;

4) отключение 5–10 участков разрушенных КЭС;

5) установка в 10 колодцах пробок (заглушек);

6) возведение защитных сооружений – до 10 шт.

При выполнении трудоемких работ СВК может быть усилена инженерной техникой сводной команды механизации работ.

Ответственный за ГО и ЧС на предприятии

Для защиты от штрафных санкций со стороны надзорных органов МЧС руководителем должен быть назначен ответственный за гражданскую оборону в организации. По этой причине у проверяющих не должен возникать вопрос о том, кто на предприятии отвечает за гражданскую оборону. Даже если объект перестанет работать из-за военных действий, обязанности руководителя ГО предприятия по проведению мероприятий по защите персонала при ЧС остаются прежними.

Первые шаги по организации ГО


Если на промышленном объекте трудятся более двухсот человек, один из них берет на себя ответственность и становится уполномоченным по ГО и ЧС на предприятии. Приказ об этом подписывает непосредственный руководитель организации. Пример приказа в формате doc вы можете скачать здесь.

Начальником штаба го объекта является специалист, который руководит организацией и ведением гражданской обороны и несет полную ответственность за разработанные мероприятия по подготовке к работе при ЧС. Он также подготавливает специальное положение об отделе ГО и ЧС.

Высококвалифицированный специалист с полученным высшим образованием, который осуществляет руководство гражданской обороной в организации, должен в обязательном порядке пройти в соответствии с действующим законодательством соответствующую подготовку перед началом своей непосредственной работы.

Разработанная должностная инструкция для специалиста по ГО подготавливается для действующих промышленных объектов с одновременным присутствием в штате не менее пятидесяти человек и проходит обязательное согласование с региональным подразделением МЧС.

Также все работающие на объекте сотрудники должны точно знать свои действия при наступлении чрезвычайной ситуации. Понимание своих выполняемых действий необходимо на случай внезапного наводнения, сильного произошедшего землетрясения, возникновения пожара или совершенного теракта.
Подробнее ознакомиться со статьей «С чего начать гражданскую оборону в организации?» — вы можете по ссылке.

Нормативы ГТО по самозащите без оружия


Необходимая самозащита без применения какого-либо оружия состоит из следующих важнейших элементов:

  • Выполнение приемов самострахования.
  • Освобождение от внезапных захватов.
  • Защита от наносимых ударов.

Использование таких элементов самостоятельной защиты без оружия поспособствует физическому, а также нравственному человеческому развитию, включая повышение необходимой личной безопасности. Ознакомиться с нормативами самбо в рамках ГТО вы можете в другой нашей статье.

МЧС России

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности

Утвержден и введен в действие

Приказом МЧС РФ

от 25 марта 2009 г. N 178

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

СВОД ПРАВИЛ

СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

ИСТОЧНИКИ НАРУЖНОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Systems of fire protection.

Location of fire service divisions.

Procedure and methods of determination

СП 8.13130.2009

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом

МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

ОКВЭД L 7523040

1 мая 2009 года

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения сводов правил — Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения сводов правил» от 19 ноября 2008 г. N 858.

Сведения о своде правил

1. Разработан ФГУ ВНИИПО МЧС России.

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность».

3. Утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178.

4. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

5. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (ФГУ ВНИИПО МЧС России) в сети Интернет.

1. Область применения

1.1. Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент), является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее — поселения) и организаций.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

1.2. Требования настоящего документа не распространяются на предприятия, производящие, применяющие или хранящие взрывчатые вещества; объекты нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности; объекты промышленного транспорта; предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна; автозаправочные станции; предприятия энергетики (здания и сооружения тепловых и гидравлических электростанций, районных котельных (станций) теплоснабжения, стационарных газотурбинных, парогазовых и дизельных электростанций, электросетевых предприятий); объекты специального назначения, требования к которым установлены соответствующими нормативными документами.

1.3. При отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты.

(п. 1.3 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

2. Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026-2001. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 8220-85. Гидранты пожарные подземные. Технические условия.

Примечание. При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Источники наружного противопожарного водоснабжения: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения.

3.2. Гидрант: техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.

3.3. Водозаборное сооружение: гидротехническое сооружение для забора воды из природного или искусственного источника с целью использования ее для нужд водоснабжения, пожаротушения.

3.4. Водоисточник: место естественного или искусственного скопления воды, используемой для водоснабжения.

3.5. Водопровод: система сооружений и устройств, доставляющая воду по трубам от водоисточника к месту потребления.

3.6. Водопроводная сеть: совокупность водопроводных линий (трубопроводов) для подачи воды к местам потребления.

3.7. Водопроводный узел: система сооружений и устройств, имеющая в своем составе насосные станции и резервуары для воды и предназначенная для поддержания необходимых напоров в водопроводной сети и снятия пиковых расходов воды в часы максимального водопотребления.

3.8. Водоснабжение: подача воды от водоисточников к местам потребления для обеспечения нужд населения и предприятий.

3.9. Насосная станция: сооружение, предназначенное для забора воды из водоисточника и подачи ее в водопроводные сети.

3.10. Резервуар: Инженерное сооружение емкостного типа, предназначенное для хранения запаса воды. Резервуары, как правило, могут быть металлические, железобетонные.

(п. 3.10 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

3.11. Пожарная соединительная головка: быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.

3.12. Стояк-сухотруб: незаполненный огнетушащим веществом трубопровод, находящийся под атмосферным давлением окружающей среды.

4. Требования пожарной безопасности к наружному

4.1. Наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Примечания. 1. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы):

населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек;

отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение;

зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с;

1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.

2. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение:

населенных пунктов с числом жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей;

расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса Ф3.1 по функциональной пожарной опасности площадью не более 150 м2, класса Ф3.2 по функциональной пожарной опасности объемом не более 1000 м3, классов Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 по функциональной пожарной опасности I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом не более 250 м3;

зданий и сооружений класса Ф5 по функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности объемом не более 1000 м3;

сезонных универсальных приемно-заготовительных пунктов сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий не более 1000 м3;

зданий класса Ф5.2 по функциональной пожарной опасности площадью не более 50 м2.

(примечания в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

4.2. Качество воды источников противопожарного водоснабжения должно соответствовать условиям эксплуатации пожарного оборудования и применяемым способам пожаротушения.

4.3. Противопожарный водопровод следует создавать, как правило, низкого давления. Противопожарный водопровод высокого давления создается только при соответствующем обосновании. В водопроводе высокого давления стационарные пожарные насосы должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими пуск насосов не позднее чем через 5 мин после подачи сигнала о возникновении пожара.

Примечание. Для поселений с числом жителей до 5 тыс. чел., в которых не создаются подразделения пожарной охраны, следует создавать противопожарный водопровод высокого давления.

4.4. Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода низкого давления (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 10 м. Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода высокого давления должен обеспечивать высоту компактной струи не менее 20 м при максимально необходимом расходе воды на пожаротушение и расположении пожарного ствола на уровне наивысшей точки самого высокого здания. Свободный напор в сети объединенного водопровода должен быть не менее 10 м и не более 60 м.

5. Требования пожарной безопасности к расходам воды

на наружное пожаротушение

5.1. Расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в городских округах, городских и сельских поселениях для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны приниматься по таблице 1.

Расход воды из водопроводной сети

на наружное пожаротушение в поселениях

(таблица 1 в ред. Изменения N 1, утв.

Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

Число жителей в поселении, тыс. чел.

Расчетное количество одновременных пожаров

Расход воды на наружное пожаротушение в поселении на 1 пожар, л/с

Застройка зданиями высотой не более 2 этажей независимо от степени их огнестойкости

Застройка зданиями высотой 3 этажа и выше независимо от степени их огнестойкости

Более 1, но не более 5

Более 5, но не более 10

Более 10, но не более 25

Более 25, но не более 50

Более 50, но не более 100

Более 100, но не более 200

Более 200, но не более 300

Более 300, но не более 400

Более 400, но не более 500

Более 500, но не более 600

Более 600, но не более 700

Более 700, но не более 800

Более 800, но не более 1000

Примечания. 1. Исключен с 1 февраля 2011 года. — Изменение N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640.

2. В случае, если производительность наружных водопроводных сетей недостаточна для подачи расчетного расхода воды на пожаротушение или при присоединении вводов к тупиковым сетям, необходимо предусматривать устройство резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.

(п. 2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

3. В сельских районах при отсутствии водопровода для пожаротушения зданий функциональной пожарной опасности Ф2, Ф3 должен быть предусмотрен пожарный водоем или резервуар, обеспечивающий тушение пожара в течение трех часов.

5.3. Расход воды на наружное пожаротушение зданий функциональной пожарной опасности Ф5 на один пожар должен приниматься для здания, требующего наибольшего расхода воды, по таблицам 3 и 4.

Примечания. 1. При двух расчетных пожарах расчетный расход воды на пожаротушение следует принимать по двум зданиям, требующим наибольшего расхода воды.

2. Расход воды на наружное пожаротушение отдельно стоящих вспомогательных зданий следует определять по таблице 2 как для зданий функциональной пожарной опасности Ф2, Ф3, Ф4, а встроенных в производственные здания — по общему объему здания по таблице 3.

3. Расход воды на наружное пожаротушение зданий сельскохозяйственных предприятий I и II степеней огнестойкости объемом не более 5 тыс. м3 с категориями Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать 5 л/с.

4. Расход воды на наружное пожаротушение зданий радиотелевизионных, ретрансляционных и районных передающих станций независимо от объема зданий и числа проживающих в поселении людей надлежит принимать не менее 15 л/с, если по таблицам 3 и 4 не требуется больший расход воды. Указанные требования не распространяются на радиотелевизионные ретрансляторы, устанавливаемые на существующих и проектируемых объектах связи.

5. Расход воды на наружное пожаротушение зданий объемами, более указанных в таблицах 3 и 4, подлежит обоснованию в специальных технических условиях.

6. Для зданий II степени огнестойкости с деревянными конструкциями расход воды на наружное пожаротушение следует принимать на 5 л/с больше указанного в таблицах 3 или 4.

7. Расчетный расход воды на наружное пожаротушение зданий и помещений холодильников для хранения пищевых продуктов надлежит принимать как для зданий с категорией помещений В по пожарной и взрывопожарной опасности.

5.4. Расход воды на наружное пожаротушение зданий, разделенных на части противопожарными стенами, следует принимать по той части здания, где требуется наибольший расход воды.

5.5. Расход воды на наружное пожаротушение зданий, разделенных противопожарными перегородками, следует определять по общему объему здания и наиболее высокой категории помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.

5.6. Расход воды на наружное пожаротушение 1- и 2-этажных зданий производственного и 1-этажных зданий складского назначения высотой не более 18 м с несущими стальными конструкциями и ограждающими конструкциями из стальных профилированных или асбестоцементных листов со сгораемыми утеплителями следует принимать на 10 л/с больше нормативов, указанных в таблицах 3 и 4.

Расход воды на наружное пожаротушение зданий

класса функциональной пожарной опасности Ф5

Степень огнестойкости зданий

Класс конструктивной пожарной опасности зданий

Категория зданий по взрыво-

пожарной и пожарной опасности

Расход воды на наружное пожаротушение зданий с фонарями, а также зданий без фонарей шириной не более 60 м на 1 пожар, л/с, при объеме зданий, тыс. м

более 3, но не более 5

более 5, но не более 20

более 20, но не более 50

более 50, но не более 200

более 200, но не более 400

более 400, но не более 600

Расход воды на наружное пожаротушение зданий

класса функциональной пожарной опасности Ф5

Степень огнестойкости зданий

Класс конструктивной пожарной опасности зданий

Категория зданий по взрыво-

пожарной и пожарной опасности

Расход воды на наружное пожаротушение зданий без фонарей шириной 60 м и более на 1 пожар, л/с, при объеме зданий, тыс. м

более 50, но не более 100

более 100, но не более 200

более 200, но не более 300

более 300, но не более 400

более 400, но не более 500

более 500, но не более 600

более 600, но не более 700

более 700, но не более 800

5.8. Расход воды на наружное пожаротушение открытых площадок хранения контейнеров грузоподъемностью до 30 т следует принимать в зависимости от числа контейнеров:

30 — 50 шт. — 15 л/с;

51 — 100 шт. — 20 л/с;

101 — 300 шт. — 25 л/с;

301 — 1000 шт. — 40 л/с;

1001 — 1500 шт. — 60 л/с;

1501 — 2000 шт. — 80 л/с;

свыше 2000 шт. — 100 л/с.

(п. 5.8 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

5.9. Расход воды на тушение пожара при объединенном водопроводе для спринклерных или дренчерных установок, внутренних пожарных кранов и наружных гидрантов в течение 1 ч с момента начала пожаротушения следует принимать как сумму наибольших расходов, определенных в соответствии с требованиями [1] и настоящего свода правил.

Расход воды, необходимый на время тушения пожара после отключения спринклерных или дренчерных установок, следует принимать согласно пп. 5.3, 5.6, 5.11 и 5.12.

Примечание. Одновременность действия спринклерных и дренчерных установок надлежит учитывать в зависимости от условий пожаротушения.

5.10. Расход воды на наружное пожаротушение пенными установками, установками с лафетными стволами или путем подачи распыленной воды должен определяться с учетом дополнительного расхода воды из гидрантов в размере 25% согласно п. 5.3. При этом суммарный расход воды должен быть не менее расхода, определенного по таблицам 3 или 4.

5.11. На пожаротушение зданий, оборудованных внутренними пожарными кранами, должен учитываться дополнительный расход воды к расходам, указанным в таблицах 1 — 4, который следует принимать для зданий, требующих наибольшего расхода воды в соответствии с требованиями [1].

5.12. Расчетный расход воды на тушение пожара должен быть обеспечен при наибольшем расходе воды на другие нужды:

нужды коммунально-бытовых предприятий;

производственные нужды промышленных и сельскохозяйственных предприятий, где требуется вода питьевого качества или для которых экономически нецелесообразно сооружение отдельного водопровода;

собственные нужды станций водоподготовки, промывку водопроводных и канализационных сетей и т.п.

При этом на промышленном предприятии расходы воды на поливку территории, прием душа, мытье полов и мойку технологического оборудования, а также на полив растений в теплицах не учитываются.

В случаях, когда по условиям технологического процесса возможно частичное использование производственной воды на пожаротушение, следует предусматривать установку гидрантов на сети производственного водопровода дополнительно к гидрантам, установленным на сети противопожарного водопровода, обеспечивающего требуемый расход воды на пожаротушение.

5.13. Расчетный расход воды на наружное пожаротушение зданий надземных автостоянок закрытого и открытого типов предприятий автомобильного транспорта следует принимать по таблице 6.

Расход воды на наружное пожаротушение зданий

надземных автостоянок закрытого и открытого типов

Расход воды на наружное пожаротушение

зданий автостоянок на один пожар, л/с, при

объемах зданий (пожарного отсека), тыс. м3

Расчетный расход воды на пожаротушение других видов автостоянок следует принимать:

многоярусных надземных и подземных автостоянок — 40 л/с;

подземных автостоянок до двух этажей включительно — 20 л/с;

автостоянок боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса при количестве боксов от 50 до 200 — 5 л/с, более 200 — 10 л/с;

открытых площадок для хранения автомобилей при количестве автомобилей до 200 включительно — 5 л/с, более 200 — 10 л/с.

5.14. Расчетный расход воды на наружное пожаротушение площадок хранения автомобилей предприятия автомобильного транспорта следует принимать по таблице 7.

Расход воды на наружное пожаротушение площадок

хранения автомобилей предприятия

Расход воды на наружное пожаротушение при количестве автомобилей, л/с

до 200 включительно

При хранении на открытой площадке смешанного парка автомобилей расход воды на наружное пожаротушение следует определять для общего количества автомобилей по среднеарифметической норме, установленной для автомобилей каждой категории.

При размещении производств для технического обслуживания и ремонта автомобилей под навесом расход воды на наружное пожаротушение следует принимать по таблице 6 из расчета общего количества рабочих постов или мест хранения, приравнивая их к количеству мест открытого хранения автомобилей. Устанавливать пожарные краны при этом не требуется.

5.15. Категории автомобилей в зависимости от их габаритных размеров следует принимать по таблице 8.

Категории автомобилей в зависимости

от габаритных размеров

Размеры автомобиля, м

Примечания. 1. Для автомобилей с длиной и шириной, отличающимися от размеров, указанных в таблице 7, категория устанавливается по наибольшему размеру.

2. Категория автопоездов устанавливается по габаритным размерам автомобилей-тягачей.

3. Сочлененные автобусы относятся к III категории.

5.16. Расчетный расход воды на наружное пожаротушение топливозаправочных пунктов и площадок для размещения передвижных топливозаправочных средств следует принимать не менее 10 л/с.

При размещении топливозаправочного пункта вне территории предприятия автомобильного транспорта тушение пожара допускается предусматривать из противопожарных резервуаров. На топливозаправочных пунктах, расположенных на расстоянии не более 250 м от сетей противопожарного водопровода, противопожарные резервуары не предусматриваются.

5.17. На линейных топливозаправочных пунктах, располагаемых вне поселений и в поселениях, где отсутствует противопожарный водопровод, допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение (в том числе и резервуары). При наличии на расстоянии менее 250 м от топливозаправочных пунктов естественных источников к ним должен быть предусмотрен подъезд и площадка для пожарных машин.

5.18. Системы противопожарного водоснабжения предприятий (водоводы, насосные станции, резервуары противопожарного запаса воды) следует относить по степени обеспеченности подачи воды к I категории водоснабжения.

6. Расчетное количество одновременных пожаров

6.1. Расчетное количество одновременных пожаров на промышленном предприятии следует принимать в зависимости от занимаемой им площади: один пожар — при площади до 150 га, два пожара — при площади более 150 га.

Примечание. Расчетное число одновременных пожаров на территории открытых и закрытых складов лесоматериалов следует принимать: один пожар — при площади территории склада до 50 га, свыше 50 га — два пожара.

6.2. При объединенном противопожарном водопроводе поселения и промышленных предприятий, расположенных вне поселения, расчетное количество одновременных пожаров следует принимать:

при площади территории промышленного предприятия до 150 га при числе жителей в поселении до 10 тыс. чел. — один пожар (на территории предприятия или в поселении по наибольшему расходу воды); то же, при числе жителей в поселении свыше 10 до 25 тыс. чел. — два пожара (один на территории предприятия и один в поселении);

при площади территории промышленного предприятия свыше 150 га и при числе жителей в поселении до 25 тыс. чел. — два пожара (два на территории предприятия или два в поселении по наибольшему расходу);

при числе жителей в поселении более 25 тыс. чел. — по п. 5.11 и таблице 1. При этом расход воды следует определять как сумму необходимого большего расхода (на территории предприятия или в поселении) и 50% потребного меньшего расхода (на предприятии или в поселении).

Абзац исключен с 1 февраля 2011 года. — Изменение N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640.

6.3. Продолжительность тушения пожара должна приниматься 3 ч;

для зданий I и II степеней огнестойкости с негорючими несущими конструкциями и утеплителем с помещениями категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности — 2 ч;

для закрытых складов лесоматериалов — не менее 3 ч;

для открытых складов лесоматериалов — не менее 5 ч.

6.4. Максимальный срок восстановления пожарного объема воды должен быть не более:

24 ч — в поселении и на промышленных предприятиях с помещениями категорий А, Б, В по пожарной и взрывопожарной опасности;

36 ч — на промышленных предприятиях с помещениями категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности;

72 ч — в поселениях и на сельскохозяйственных предприятиях.

Примечания. 1. Для промышленных предприятий с расходами воды на наружное пожаротушение 20 л/с и менее допускается увеличивать время восстановления пожарного объема воды:

до 48 ч — для помещений категорий Г и Д;

до 36 ч — для помещений категории В.

2. На период восстановления пожарного объема воды допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды системами водоснабжения I и II категорий до 70%, III категории до 50% расчетного расхода и подачи воды на производственные нужды по аварийному графику.

3. При невозможности обеспечения восстановления пожарного объема воды в нормативное время необходимо предусматривать увеличенный в n раз (n = 1,5; 2,0; 2,5; 3,0 и т.д.) запас пожарного объема воды в зависимости от фактического времени его восстановления — :

где — фактическое время восстановления пожарного объема воды;

— время восстановления пожарного объема воды (принимается по пункту 6.4).

(п. 3 введен Изменением N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

7. Требования пожарной безопасности к насосным станциям

7.1. Насосные станции, подающие воду непосредственно в сеть противопожарного и объединенного водопровода, надлежит относить к I категории.

Насосные станции противопожарного и объединенного водопровода объектов, указанных в примечании 1 п. 4.1, допускается относить ко II категории.

7.2. Отметку оси насосов следует определять, как правило, из условия установки корпуса насосов под заливом.

При определении отметки оси насосов следует учитывать допустимую вакуумметрическую высоту всасывания (от расчетного минимального уровня воды) или требуемый заводом-изготовителем необходимый подпор со стороны всасывания, а также потери напора во всасывающем трубопроводе, температурные условия и барометрическое давление.

Примечание. В насосных станциях II категории допускается установка насосов не под заливом, при этом следует предусматривать вакуум-насосы и вакуум-котел.

7.3. Выбор типа насосов и количества рабочих агрегатов надлежит производить на основании расчетов совместной работы насосов, водоводов, сетей, регулирующих емкостей, условий пожаротушения.

При выборе типа насосных агрегатов надлежит обеспечивать минимальную величину избыточных напоров, развиваемых насосами при всех режимах работы, за счет использования регулирующих емкостей, регулирования числа оборотов, изменения числа и типов насосов, обрезки или замены рабочих колес в соответствии с изменением условий их работы в течение расчетного срока.

Примечания. 1. В машинных залах допускается установка групп насосов различного назначения.

2. В насосных станциях, подающих воду на хозяйственно-питьевые нужды, установка насосов, перекачивающих пахучие и ядовитые жидкости, запрещается, за исключением насосов, подающих раствор пенообразователя в систему пожаротушения.

7.4. В насосных станциях для группы насосов одного назначения, подающих воду в одну и ту же сеть или водоводы, количество резервных агрегатов следует принимать: в насосных станциях для I категории — 2 ед., для II категории — 1 ед.

7.5. В насосных станциях объединенных водопроводов высокого давления или при установке только пожарных насосов следует предусматривать один резервный пожарный агрегат независимо от количества рабочих агрегатов.

7.6. В насосных станциях водопроводов поселений с числом жителей до 5 тыс. чел. при одном источнике электроснабжения следует устанавливать резервный пожарный насос с двигателем внутреннего сгорания и автоматическим запуском (от аккумуляторов).

7.7. Количество всасывающих линий к насосной станции независимо от числа и групп установленных насосов, включая пожарные, должно быть не менее двух.

7.8. Количество напорных линий от насосных станций I и II категорий должно быть не менее двух. Для насосных станций III категории допускается устройство одной напорной линии.

7.9. При выключении одной всасывающей (напорной) линии остальные следует рассчитывать на пропуск полного расчетного расхода воды на тушение пожара.

7.10. Насосные станции противопожарного водоснабжения допускается размещать в производственных зданиях, при этом они должны быть отделены противопожарными преградами с пределами огнестойкости REI-120 и иметь отдельный выход непосредственно наружу.

8. Требования пожарной безопасности

к водопроводным сетям и сооружениям на них

8.1. Количество линий водоводов надлежит принимать с учетом категории системы водоснабжения и очередности строительства.

8.2. При прокладке водоводов в две или более линии необходимость устройства переключений между водоводами определяется в зависимости от количества независимых водозаборных сооружений или линий водоводов, подающих воду потребителю, при этом в случае отключения одного водовода или его участка нужды пожаротушения должны обеспечиваться на 100%.

8.3. При прокладке водовода в одну линию и подаче воды от одного источника должен быть предусмотрен объем воды для целей пожаротушения на время ликвидации аварии на водоводе в соответствии с п. 9.3. При подаче воды от нескольких источников аварийный объем воды может быть уменьшен при условии выполнения требований п. 8.2.

8.4. Водопроводные сети должны быть, как правило, кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять: для подачи воды на противопожарные или на хозяйственно-противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение — при длине линий не свыше 200 м.

Кольцевание наружных водопроводных сетей внутренними водопроводными сетями зданий и сооружений не допускается.

Примечание. В поселениях с числом жителей до 5 тыс. чел. и расходом воды на наружное пожаротушение до 10 л/с или при количестве внутренних пожарных кранов в здании до 12 допускаются тупиковые линии длиной более 200 м при условии устройства противопожарных резервуаров или водоемов, водонапорной башни или контррезервуара в конце тупика, содержащих полный пожарный объем воды.

8.5. При ширине проезжей части более 20 м допускается прокладка дублирующих линий, исключающих пересечение проезжей части вводами.

В этих случаях пожарные гидранты следует устанавливать на сопроводительных или дублирующих линиях.

При ширине проезжей части в пределах красных линий 60 м и более следует рассматривать также вариант прокладки сетей водопровода по обеим сторонам улиц.

8.6. Пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.

Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом указаний п. 8.4 и принятием мер против замерзания воды в них.

Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более, одного — при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более указанной в п. 9.11, по дорогам с твердым покрытием.

Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220.

Потери напора h в метрах на 1 метр длины рукавных линий следует определять по формуле

где — производительность пожарной струи, л/с.

Примечание. На сети водопровода населенных пунктов с числом жителей до 500 чел. вместо гидрантов допускается устанавливать стояки диаметром 80 мм с пожарными кранами.

Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним, должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

8.7. Водопроводные линии, как правило, следует прокладывать под землей. При теплотехническом и технико-экономическом обосновании допускаются наземная и надземная прокладки, прокладка в тоннелях, а также прокладка водопроводных линий в тоннелях совместно с другими подземными коммуникациями, за исключением трубопроводов, транспортирующих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и горючие газы. При прокладке линий противопожарных (и объединенных с противопожарными) водопроводов в тоннелях пожарные гидранты должны устанавливаться в колодцах. При наземной и надземной прокладке водопровода надземные гидранты устанавливаются непосредственно на сети. При этом пожарные гидранты и отключающая арматура должны размещаться в наземных камерах, исключающих замерзание пожарных гидрантов при отрицательных температурах наружного воздуха.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

При подземной прокладке линий противопожарных и объединенных с противопожарными водопроводов запорная, регулирующая и предохранительная трубопроводная арматура должна устанавливаться в колодцах (камерах).

Запорная арматура на водоводах и линиях водопроводной сети должна быть с ручным или механическим приводом (от передвижных средств). Установка пожарных гидрантов в общем колодце с запорной арматурой, имеющей электропривод, не допускается.

Установка запорной арматуры вне колодцев (камер) допускается при обосновании в специальных технических условиях.

8.8. Задвижки (затворы) на трубопроводах любого диаметра при дистанционном или автоматическом управлении должны быть с электроприводом.

Допускается применение пневматического, гидравлического или электромагнитного привода.

При отсутствии дистанционного или автоматического управления запорную арматуру диаметром 400 мм и менее следует предусматривать с ручным приводом диаметром более 400 мм — с электрическим приводом или гидравлическим приводом; в отдельных случаях при обосновании допускается установка арматуры диаметром более 400 мм с ручным приводом.

Во всех случаях следует предусматривать возможность ручного открывания и закрывания арматуры.

8.9. При определении размеров колодцев минимальные расстояния до внутренних поверхностей колодца надлежит принимать:

от стенок труб при диаметре труб до 400 мм — 0,3 м, от 500 до 600 мм — 0,5 м, более 600 мм — 0,7 м;

от плоскости фланца при диаметре труб до 400 мм — 0,3 м, более 400 мм — 0,5 м;

от края раструба, обращенного к стене, при диаметре труб до 300 мм — 0,4 м, более 300 мм — 0,5 м;

от низа трубы до дна при диаметре труб до 400 мм — 0,25 м, от 500 до 600 мм — 0,3 м, более 600 мм — 0,35 м;

от верха штока задвижки с выдвижным шпинделем — 0,3 м;

от маховика задвижки с невыдвижным шпинделем — 0,5 м;

от крышки гидранта до крышки колодца не более 450 мм по вертикали, а расстояние в свету между гидрантом и верхом обечайки не менее 100 мм;

высота рабочей части колодцев должна быть не менее 1,5 м.

8.10. Выбор диаметров труб водоводов и водопроводных сетей надлежит производить на основании технико-экономических расчетов, учитывая при этом условия их работы при аварийном выключении отдельных участков.

Диаметр труб водопровода, объединенного с противопожарным, в городских округах (поселениях) и на производственных объектах должен быть не менее 100 мм, в сельских поселениях — не менее 75 мм.

9. Требования к резервуарам и водоемам с запасами воды

на цели наружного пожаротушения

9.1. Емкости в системах водоснабжения в зависимости от назначения должны включать регулирующий, пожарный, аварийный и контактный объемы воды.

9.2. Пожарный объем воды надлежит предусматривать в случаях, когда получение необходимого количества воды для тушения пожара непосредственно из источника водоснабжения технически невозможно или экономически нецелесообразно.

9.3. Пожарный объем воды в резервуарах должен определяться из условия обеспечения:

пожаротушения из наружных гидрантов и внутренних пожарных кранов согласно пп. 5.1 — 5.9, 5.12 — 5.15, 6.1 — 6.3;

специальных средств пожаротушения (спринклеров, дренчеров и др., не имеющих собственных резервуаров) согласно пп. 5.10 и 5.11;

максимальных хозяйственно-питьевых и производственных нужд на весь период пожаротушения с учетом требований п. 5.13.

9.4. Водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.

Примечание. При определении пожарного объема воды в резервуарах допускается учитывать пополнение его во время тушения пожара, если подача воды в них осуществляется системами водоснабжения I и II категорий.

9.5. Пожарный объем воды в баках водонапорных башен должен рассчитываться на тушение одного пожара снаружи здания и внутри здания в течение десяти минут при одновременном наибольшем расходе воды на другие нужды.

Примечание. При обосновании допускается хранение в баках водонапорных башен полного пожарного объема воды, определенного по п. 9.3.

9.6. При подаче воды по одному водоводу в емкостях следует предусматривать дополнительный объем воды на пожаротушение в размере, определенном согласно п. 9.3.

Примечание. Дополнительный объем воды на пожаротушение допускается не предусматривать при длине одной линии водовода не более 500 м для поселений с числом жителей до 5000 чел., а также для объектов экономики при расходе воды на наружное пожаротушение не более 40 л/с.

9.7. Общее количество резервуаров одного назначения в одном водопроводном узле должно быть не менее двух.

Во всех резервуарах в узле наинизшие и наивысшие уровни пожарных, аварийных и регулирующих объемов должны быть соответственно на одинаковых отметках.

При выключении одного резервуара в остальных должно храниться не менее 50% пожарного и аварийного объемов воды.

Оборудование резервуаров должно обеспечивать сохранность пожарного объема воды, а также возможность независимого включения и опорожнения каждого резервуара.

Устройство одного резервуара допускается в случае отсутствия в нем пожарного и аварийного объемов.

9.8. Хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примеч. 1 к п. 4.1.

9.9. Объем пожарных резервуаров и искусственных водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно пп. 5.2 — 5.8 и 6.3.

Примечания. 1. Объем открытых искусственных пожарных водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м.

2. К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин.

3. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.

9.10. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.

Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

9.11. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:

при наличии автонасосов — 200 м;

при наличии мотопомп — 100 — 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 настоящего свода правил.

Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости — не менее 10 м.

9.12. Подачу воды для заполнения пожарных резервуаров и искусственных водоемов следует предусматривать по пожарным рукавам.

9.13. Если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3 — 5 м3. Диаметр трубопровода, соединяющего резервуар или водоем с приемным колодцем, следует принимать из условия пропуска расчетного расхода воды на наружное пожаротушение, но не менее 200 мм. Перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе следует устанавливать колодец с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка.

На соединительном трубопроводе со стороны искусственного водоема следует предусматривать решетку.

9.14. Пожарные резервуары и искусственные водоемы оборудовать переливными и спускными трубопроводами не требуется.

9.15. Вне резервуара или водонапорной башни на отводящем (подводяще-отводящем) трубопроводе следует предусматривать устройство для отбора воды автоцистернами и пожарными машинами.

9.16. Напорные резервуары и водонапорные башни противопожарных водопроводов высокого давления должны быть оборудованы автоматическими устройствами, обеспечивающими их отключение при пуске пожарных насосов.

9.17. Емкости и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды. Допускается предусматривать подогрев воды в пожарных резервуарах с помощью водяных или паровых нагревательных приборов, подключенных к системам центрального отопления зданий, а также с помощью электрических водонагревателей и греющих кабелей.

(п. 9.17 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

10. Требования пожарной безопасности к электрооборудованию,

технологическому контролю, автоматизации

и системе управления насосных станций и резервуаров

10.1. Категории надежности электроснабжения электроприемников сооружений систем водоснабжения следует определять по требованиям [2].

Категория надежности электроснабжения насосной станции должна быть такой же, как категория насосной станции, принятая по п. 7.1.

10.2. В насосных станциях следует предусматривать измерение давления в напорных водоводах и у каждого насосного агрегата, расходов воды на напорных водоводах, а также контроль аварийного уровня воды в машинном зале на уровне фундаментов электроприводов.

Необходимо предусматривать постоянный контроль напряжения в цепях управления и сигнализации пожарных насосов.

10.3. Насосные станции всех назначений должны проектироваться, как правило, с управлением без постоянного обслуживающего персонала:

автоматическим — в зависимости от технологических параметров (уровня воды в емкостях, давления или расхода воды в сети);

дистанционным (телемеханическим) — из пункта управления;

местным — периодически приходящим персоналом с передачей необходимых сигналов на пункт управления или пункт с постоянным присутствием обслуживающего персонала.

При автоматическом или дистанционном (телемеханическом) управлении должно предусматриваться также местное управление.

10.4. В насосных станциях должна предусматриваться блокировка, исключающая использование пожарного, а также аварийного объема воды в резервуарах.

10.5. Управление пожарными насосами следует принимать дистанционным, при этом одновременно с включением пожарного насоса должна автоматически сниматься блокировка, запрещающая использование пожарного объема воды, а также должны выключаться промывные насосы (при их наличии). В противопожарных водопроводах высокого давления одновременно с включением пожарных насосов должны автоматически выключаться все насосы другого назначения и закрываться задвижки на подающем трубопроводе в водонапорную башню или напорные резервуары.

10.6. В резервуарах и баках с запасами воды на цели пожаротушения следует предусматривать измерение уровней воды и их контроль (при необходимости) для использования в системах автоматики или передачи сигналов в насосную станцию или пункт управления.

10.7. Пункт управления системы противопожарного водоснабжения должен оперативно подчиняться пункту управления промышленного предприятия или населенного пункта.

Допускается предусматривать управление системой противопожарного водоснабжения из объединенного пункта управления для промышленного предприятия и коммунального хозяйства при условии оснащения этого пункта самостоятельными диспетчерскими щитами и пультами управления системами противопожарного водоснабжения.

10.8. Диспетчерское управление системой противопожарного водоснабжения должно обеспечиваться прямой телефонной связью пункта управления с контролируемыми сооружениями, различными службами эксплуатации сооружений, энергодиспетчером, организацией, эксплуатирующей водопровод, и пожарной охраной.

10.9. Пункты управления системы противопожарного водоснабжения следует размещать на площадках водопроводных сооружений в административно-бытовых зданиях, зданиях фильтров или насосных станций.

11. Требования пожарной безопасности

к системам противопожарного водоснабжения

в особых природных и климатических условиях

11.1. В районах с сейсмичностью 8 баллов и более при проектировании систем противопожарного водоснабжения I категории и, как правило, II категории надлежит предусматривать использование не менее двух источников водоснабжения, допускается использование одного поверхностного источника с устройством водозаборов в двух створах, исключающих возможность одновременного перерыва подачи воды.

11.2. В системах водоснабжения при использовании одного источника водоснабжения (в том числе поверхностного при заборе воды в одном створе) в районах с сейсмичностью 8 баллов и более в емкостях надлежит предусматривать объем воды на пожаротушение в два раза больше определяемого по п. 9.3.

11.3. Расчетное число одновременных пожаров в районах с сейсмичностью 9 баллов и более необходимо принимать на один больше, чем указано в пп. 5.1, 6.1 и 6.2 (за исключением поселений, промышленных объектов и отдельно стоящих зданий при расходе воды на наружное пожаротушение не более 15 л/с).

11.4. В районах с сейсмичностью 7 баллов и более для повышения надежности работы систем противопожарного водоснабжения следует рассматривать возможность: рассредоточения напорных резервуаров; замены водонапорных башен напорными резервуарами; устройства перемычек между сетями хозяйственно-питьевого, производственного и противопожарного водопровода, а также подачи необработанной обеззараженной воды в сеть противопожарного водопровода.

11.5. В районах с сейсмичностью 7 баллов и более насосные станции противопожарного и хозяйственно-питьевого водоснабжения, как правило, не допускается блокировать с производственными зданиями и сооружениями.

В случае блокировки насосных станций со зданиями и сооружениями необходимо предусматривать мероприятия, исключающие возможность затопления машинных залов и помещений электроустройств при нарушении герметичности емкостных сооружений.

11.6. В районах с сейсмичностью 7 баллов и более количество резервуаров одного назначения в одном водопроводном узле должно быть не менее двух, при этом соединение каждого резервуара с подающими и отводящими трубопроводами должно быть самостоятельным, без устройства между соседними резервуарами общей камеры переключения.

11.7. В районах с сейсмичностью 7 баллов и более жесткая заделка труб в стенах и фундаментах зданий не допускается. Размеры отверстий для прохода труб должны обеспечивать зазор по периметру не менее 10 см; при наличии просадочных грунтов зазор по высоте должен быть не менее 20 см; заделка зазора должна выполняться из плотных эластичных материалов.

Устройство прохода труб через стены подземной части насосных станций и емкостных сооружений должно исключать взаимные сейсмические воздействия стен и трубопроводов. Как правило, для этой цели должны применяться сальники.

11.8. При устройстве противопожарных водопроводов в районах с вечномерзлыми грунтами для предохранения транспортируемой воды от замерзания предусматриваются тепловая изоляция трубопроводов; подогрев воды; подогрев трубопроводов; непрерывное движение воды в трубопроводах; повышение гидродинамического трения в трубопроводах; применение стальной арматуры в исполнении, устойчивом против замерзания; установка автоматических выпусков воды.

Резервуары вместимостью до 100 м3 допускается размещать в отапливаемых помещениях с устройством вентилируемого подполья.

11.9. В районах с вечномерзлыми грунтами минимальная температура воды в водоводах и сетях должна определяться теплотехническими расчетами.

При отсутствии теплотехнических расчетов температуру воды в концевых участках сети и водоводов допускается принимать для труб диаметром:

до 300 мм — не менее 5 °C;

свыше 300 мм — не менее 3 °C.

[1] СП 10.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

[2] Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 204

[3] СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений

[4] СНиП 21-02-99. Стоянки автомобилей

[5] СНиП 21-03-2003. Склады лесных материалов. Противопожарные нормы

[6] СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения

[7] СНиП 2.11.02-87. Холодильники

[8] СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы

[9] НПБ 108-96. Культовые сооружения. Противопожарные требования

[10] ВСН 01-89. Предприятия по обслуживанию автомобилей

[11] РД 153-34.0-49.101-2003. Инструкция по проектированию противопожарной защиты энергетических предприятий.

Это интересно:

  • Откуда деньги у свидетелей иегова Откуда деньги у свидетелей иегова Тема: #69281 15.01.07 10:06 Просмотров: 17292 [69 ] Вопрос к знающим людям: откуда у Свидетелей Иеговы деньги? По всем признакам видно, что организация не бедствует. Однако знакомая, которая […]
  • Картинки коап Статья 12.16 КоАП РФ - Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги 1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением […]
  • Типовой договор управления многоквартирным домом Договор управления многоквартирным домом – образец, приложения, форма. Пример идеального договора для жителей и для УК. В этой статье мы расскажем о, пожалуй, самом важном документе, который заключается между собственниками […]
  • Расходование денежных средств недееспособных Расходование денежных средств недееспособных АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИг. Курган, ул. Климова, д.62Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е г. Курган Дело №А34-1413/200712 сентября 2007 годаРезолютивная часть решения […]
  • Корсары город потерянных кораблей квесты гпк Корсары город потерянных кораблей квесты гпк Прохождение квеста «В Городе Потерянных Кораблей» Ну вот мы и попадаем на Остров Справедливости, который также называется Городом Потерянных Кораблей. Герой теряет свой корабль и […]
  • На какое время имеет право задерживать полиция Если вас задержала полиция (подготовлено экспертами компании "Гарант") Если вас задержала полиция I. Обращение и проверка документов Если к вам обратился сотрудник полиции - он должен представиться, назвав свою должность, звание […]
  • Юрист театра вакансии Юрист театра вакансии «Театрал» обращается к руководителям театров: у вас есть вакансии? Сообщайте в редакцию по телефону: +7 (929) 939 14 16 или по электронной почте: chepenko@teatralmedia.ru. Объявление размещается бесплатно. […]
  • Вид на жительство выдается к паспорту Вид на жительство выдается к паспорту УТВЕРЖДЕНО Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794 ПОЛОЖЕНИЕ О выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство I. Общие […]