Гк рф понятие транспортного средства

Статья 640. Ответственность за вред, причиненный транспортным средством

Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 настоящего Кодекса. Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.

Комментарий к Ст. 640 ГК РФ

1. Транспортное средство является источником повышенной опасности (см. подробнее комментарии к ст. ст. 632 и 1079 ГК), причем понятие источника повышенной опасности распространяется не только на само транспортное средство, но также и на связанные с ним механизмы, устройства и оборудование (скажем, погрузочно-разгрузочные механизмы, прицепы, тралы и т.п.).

В силу ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан источником повышенной опасности, возмещается его владельцем независимо от вины. Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях — по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа и др. (см. подробнее п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» ).

———————————
Российская газета. 05.02.2010. N 24.

Исходя из этого общего правила, арендатор транспортного средства с экипажем также должен был бы являться владельцем и нести ответственность за причинение вреда третьим лицам, однако комментируемая статья устанавливает иное правило. При аренде с экипажем (фрахтовании на время) транспортное средство остается под контролем арендодателя, так как его работники (экипаж) осуществляют управление и техническую эксплуатацию. В силу п. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Именно поэтому в случае причинения вреда третьим лицам юридически ответственным владельцем источника повышенной опасности считается арендодатель, а не арендатор (см. также п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1).

2. Вместе с тем арендодатель вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (ст. ст. 632 и 640 ГК). Это объясняется тем, что именно арендатор осуществляет коммерческую эксплуатацию транспортного средства и вправе давать его экипажу связанные с этим обязательные распоряжения (п. 2 ст. 635 ГК), выполнение которых может привести к причинению вреда третьим лицам.

Следует подчеркнуть, что бремя доказывания возникновения вреда по вине арендатора возлагается на арендодателя. В данном случае закон устанавливает изъятие из установленной п. 2 ст. 1064 ГК РФ презумпции вины причинителя вреда .

———————————
Подробнее об указанной презумпции см.: п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1.

Статья 642 ГК РФ. Договор аренды транспортного средства без экипажа (действующая редакция)

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 642 ГК РФ

1. Под договором аренды транспортного средства без экипажа понимается гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (арендодатель) передает другой стороне (арендатору) только транспортное средство, являющееся предметом договора, но не предоставляет арендатору сопутствующие услуги по управлению этим транспортным средством и его технической эксплуатации и в этой связи не несет ответственности за содержание этого транспортного средства, а также за обеспечение его технической эксплуатации.

Транспортное средство по данному договору передается во временное владение и пользование. По характеру договор аренды транспортного средства без экипажа является возмездным и реальным, то есть для его заключения необходима также и непосредственная передача транспортного средства. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики. Так, например, Седьмой арбитражный апелляционный суд, ссылаясь на комментируемую статью, пришел к выводу о том, что указанная статья является специальной нормой по отношению к общей (ст. 606 ГК РФ), характеризующей договор аренды как консенсуальный. Таким образом, по мнению суда, для заключения договора аренды транспортного средства, являющегося реальным договором, кроме соглашения сторон, необходима еще и передача имущества (см. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 N 07АП-4628/2009 по делу N А67-6975/2008).

Таким образом, существенным условием договора аренды транспортного средства без экипажа является условие о его предмете. При этом, несмотря на то, такой договор является возмездным, условие об оплате договора не является существенным, что подтверждается материалами судебной практики. Так, ФАС Уральского округа из анализа положений ст. ст. 642 — 649 ГК РФ делает вывод о том, что размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения не являются существенными условиями для договоров аренды транспортных средств без экипажа, поскольку данные статьи не содержат положений о том, что вышеуказанные условия являются существенными для договора аренды транспортного средства без экипажа (см. Постановление ФАС Уральского округа от 23.04.2009 N Ф09-2485/09-С4 по делу N А60-13216/2008-С11).

Договор аренды транспортного средства без экипажа не может быть возобновлен на неопределенный срок, а также арендатору не предоставляется преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Такие ограничения введены в силу временного характера такого договора аренды, так как транспортное средство, как правило, предоставляется для определенных целей (для определенной деятельности), а также собственно транспортное средство является движимым имуществом, нуждающимся в постоянном обеспечении ухода за ним и контроле за его состоянием.

2. Судебная практика:

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 N 08АП-6697/2014;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 N 13АП-13532/13;

— Постановление ФАС Московского округа от 23.01.2014 N Ф05-17213/13 по делу N А41-21840/2013;

— Постановление ФАС Московского округа от 25.04.2013 N Ф05-3396/13 по делу N А40-73233/2012;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2013 N Ф07-8684/12 по делу N А56-25399/2012;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 N 07АП-4628/2009 по делу N А67-6975/2008;

— Постановление ФАС Уральского округа от 23.04.2009 N Ф09-2485/09-С4 по делу N А60-13216/2008-С11.

Понятие «транспортное средство» в транспортном праве (Бажина М.А.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

В юридической литературе принято считать, что транспортные договоры отличаются от иных гражданско-правовых договоров по следующим признакам:
1) возникают при осуществлении или обеспечении перевозки (перемещения) грузов, пассажиров, багажа;
2) осуществляются с помощью транспортных средств;
3) реализуются лицом, являющимся субъектом предпринимательской деятельности, с целью получения прибыли .
———————————
Морозов С.Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2007. С. 17.

Одним из ключевых моментов для выделения транспортного договора является второй критерий, а именно: обязательство должно исполняться с помощью транспортного средства. Это означает, что не любое перемещение объектов материального мира субъектом предпринимательской деятельности составляет ядро транспортных правоотношений. Например, перемещение груза с этажа на этаж в лифте либо по лестнице не будет относиться к предмету транспортных правоотношений, так как отсутствует факт использования транспортного средства.
Исходя из приведенного выше примера очевидно, что для квалификации правоотношений как транспортных представляется целесообразным выявить значение понятия «транспортное средство».
В действующем законодательстве нет единого определения понятия «транспортное средство». Обратимся к нормативным правовым актам, в которых дано определение данного термина.
В УК РФ под транспортным средством понимается автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство (ст. 264 УК РФ). Согласно примечанию 1 к ст. 264 УК РФ другое механическое транспортное средство — это трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В ст. 1 ФЗ от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» : транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Точно такое же понятие используется в Постановлении Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» . При этом в п. 1.2 Правил дорожного движения содержится перечень видов транспортных средств, к которым относятся следующие:
———————————
Рос. газ. 2002. N 80.
Рос. газ. 1993. N 227 (далее — Правила дорожного движения).

а) велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч;
б) маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок;
в) механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем, а именно:
— мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт (к мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики);
— мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч (к мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадроциклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт);
— любые тракторы и самоходные машины;
г) прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски).
В п. 11 ст. 1 ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортными средствами понимаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами. В данном нормативном правовом акте также содержится перечень видов транспортных средств, который отличается от перечня Правил дорожного движения, а именно:
———————————
СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837 (далее — ФЗ «О транспортной безопасности»).

а) воздушные суда коммерческой гражданской авиации, т.е. летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (п. 1 ст. 32 ВК РФ );
———————————
Рос. газ. 1997. N 59 — 60.

б) железнодорожный подвижной состав, т.е. локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (п. 1 ст. 2 ФЗ от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» );
———————————
Рос. газ. 2003. N 8.

в) транспортные средства автомобильного транспорта, а именно автобусы, легковые автомобили, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (п. 2 ст. 1 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» );
———————————
Рос. газ. 2007. N 258.

г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), т.е. самоходные или несамоходные плавучие сооружения (п. 1 ст. 7 ФЗ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания» ), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ;
———————————
Рос. газ. 1999. N 85 — 86 (далее — КТМ РФ).

д) суда, используемые на внутренних водных путях, т.е. самоходные или несамоходные плавучие сооружения, предназначенные для использования в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 ФЗ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» ), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
———————————
Рос. газ. 2001. N 50 — 51 (далее — Кодекс внутреннего водного транспорта РФ).

е) транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
При сравнении определений понятия «транспортное средство», содержащихся в действующем законодательстве, можно сделать вывод о том, что на легальном уровне в РФ нет одного общего подхода при раскрытии сути термина «транспортное средство». Содержание этого понятия может различаться в зависимости от области и цели его применения. Так, в УК РФ рассматриваемое понятие раскрывается только в отношении состава преступления, указанного в ст. 264 УК РФ (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Следовательно, использовать такое определение в иных правоотношениях представляется крайне сложным.
В Правилах дорожного движения дано обобщенное понятия транспортного средства. Перечень видов транспортных средств, перечисленных в Правилах дорожного движения, является наиболее широким, включая в том числе велосипеды, мотоциклы и мопеды. Думается, такая трактовка понятия «транспортное средство» необходима только лишь для наиболее полного правового регулирования отношений в области дорожного движения.
Однако столь широкое понимание термина «транспортное средство» не подходит для нужд транспортного права, где четко обозначен круг правоотношений, в который не входят отношения по использованию велосипедов, мопедов и т.д.
Для целей транспортного права представляется целесообразным использовать понятие «транспортное средство», содержащееся в ФЗ «О транспортной безопасности». Перечень видов транспортных средств, предусмотренный в п. 11 ст. 1 данного Закона, в большей степени согласуется с теми видами транспорта, которые называются в транспортных уставах и кодексах (автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный).
Для того чтобы избежать дальнейших споров в отношении определения понятия «транспортное средство», целесообразно сформулировать такое понятие применительно к основным сферам, где оно употребляется . Например, в главе 40 ГК РФ закрепить понятие «транспортное средство» и перечень транспортных средств применительно к транспортному праву.
———————————
Так, например, в ГК РФ понятие «транспортное средство» используется неоднократно. Оно упоминается в п. 2 ст. 257 (при перечислении имущества, находящегося в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства), в ст. 607 (при указании видов имущества, входящих в объект аренды), ст. ст. 632 — 649 (договор аренды транспортных средств), ст. ст. 787 (договор фрахтования), 791 (подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза), 794 (ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств), 795 (ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира), 798 (договоры об организации перевозок), 1079 (ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), 1081 (право регресса к лицу, причинившему вред), 1085, 1092 ГК РФ (положения о возмещении причиненного вреда). Несмотря на то что понятие «транспортное средство» используется применительно к различным правоотношениям (корпоративным, арендным, транспортным, деликтным), в ГК РФ значение этого термина вообще не раскрыто. В связи с этим возникает большое количество споров, что должно пониматься под транспортным средством применительно к тем или иным правоотношениям.

Иные виды средств передвижения, указанные в том числе и в Правилах дорожного движения, для целей транспортного права следует относить к более общей категории «транспорт». Тем самым следует разграничивать понятия «транспорт» и «транспортное средство».
В действующем законодательстве, несмотря на то что понятие «транспорт» употребляется достаточно часто, его значение не раскрывается. При анализе норм транспортного законодательства очевидно, что этот термин используется в общем смысле. Например, в таких словосочетаниях, как «вид транспорта» (ст. 510 ГК РФ), «транспорт общего пользования», «транспорт необщего пользования», «железнодорожный транспорт» (ст. 1 ФЗ от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» ), «в области транспорта» (глава 11 КоАП РФ), слово «транспорт» использовано в широком (общем) значении .
———————————
Рос. газ. 2003. N 8 (далее — УЖТ РФ).
Можно сравнить с областью использования понятия «транспортное средство». Оно применяется в таких словосочетаниях, как «предоставление транспортного средства», «неисправности транспортного средства», «посадка в транспортное средство», имеющих более «узкое, специальное значение».

В электронном словаре чрезвычайных ситуаций под транспортом понимается совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое .
———————————
URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2986.

Перечень разновидностей транспорта является достаточно широким. К нему относятся как традиционные виды транспорта, выделяемые в зависимости от типа транспортного средства (указанные выше), так и иные средства перемещения: гужевой транспорт , вьючный транспорт (средство перевозки грузов в горах, пустынях, лесисто-болотистой и таежной местности с помощью вьючных животных ) и даже лифтовой, эскалатор.
———————————
Правила дорожного движения не называют гужевую повозку (сани) транспортом и тем более не относят к транспортным средствам. Однако в ч. 4 ст. 11.1 КоАП РФ используется понятие «гужевой транспорт». Такая терминологическая несогласованность приводит к смешению понятий.
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82#.D0.92.D1.8С.D1.8Е.D1.87.D0.BD.D1.8В.D0.B9.

Таким образом, представляется правильным считать понятие «транспорт» более широким или, иными словами, общим, а понятие «транспортное средство» — более конкретным, обозначающим предмет материального мира, средство передвижения. Понятие «транспорт» является собирательным, и в него включаются все виды транспортных средств.

Договор аренды транспортных средств

  • Свобода договора
  • Договор и порядок его заключения

Договор аренды транспортных средств

ГК РФ регулирует только два вида договора аренды транспортных средств:

  • аренду транспортных средств с экипажем;
  • аренду транспортных средств без экипажа.

Понятия этих видов договоров даны в ст. 632 ГК РФ (договор этот называется фрахтованием на время) и ст. 642 ГК РФ.

Объектами в договоре аренды транспортных средств являются только транспортные средства — устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

В договоре аренды транспортных средств с экипажем объединены два вида обязательств: непосредственно связанные с предоставлением транспортного средства в аренду (объектом является транспортное средство) и связанные с оказанием услуг экипажем.

Различие в правовом регулировании данных двух видов договоров состоит в том, что в первом случае обязанности по технической эксплуатации транспорта сохраняются за арендодателем (ст. 635 ГК РФ), а во втором — они переходят к арендатору (ст. 645 ГК РФ).

Форма договора — письменная, независимо от срока его действия.

Договоры аренды транспортных средств регулируются не только ГК РФ, но и транспортными уставами и кодексами (ст. 641, 649 ГК РФ).

Экипаж транспортного средства, переданного в аренду, оказывается в двойном подчинении: арендатора и арендодателя.

Плата, вносимая арендатором, называется фрахтом.

Предельные сроки этого вида договора законом не установлены.

Арендатор вправе без согласия арендодателя заключать сделки, связанные с эксплуатацией арендованного транспортного средства.

Ответственность при нанесении вреда третьему лицу арендованным транспортным средством при аренде его без экипажа несет арендатор, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 648 ГК РФ), а при аренде его с экипажем — арендодатель (ст. 640 и 1079 ГК РФ).

Особенности договора аренды транспортных средств

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания таких услуг.

По мнению В. В. Витрянского, договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) с экипажем и без экипажа имеет ряд квалифицирующих признаков, относящихся к его предмету, что позволило выделить его в отдельный вид договора аренды.

Во-первых, по договору аренды транспортного средства передается не просто транспортное средство, а такое транспортное средство, которое требует управления им и обеспечения его технической эксплуатации, причем и управление и эксплуатация должны носить квалифицированный характер (профессионально подготовленный экипаж). Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать определенным обязательным для сторон требованиям, а при их отсутствии — требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

Во-вторых, это целевой характер использования транспортного средства, которое может эксплуатироваться лишь с определенной целью: для перевозки груза, пассажиров, почты или багажа.

В-третьих, в отношениях с третьими лицами арендатор транспортного средства выступает соответственно в качестве перевозчика грузов, пассажиров, почты или багажа, либо в качестве арендодателя транспортного средства (соглашение о субаренде), либо владельцем транспортного средства, так как транспортное средство является источником повышенной опасности.

Необходимо разграничивать договор аренды транспортного средства с договором фрахтования (чартера).

Во-первых, договор фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК РФ) — это договор перевозки, и соответственно его предметом являются услуги но доставке грузов, пассажиров, почты и багажа в пункт назначения. Предметом договора аренды транспортного средства (фрахтования на время) является предоставление транспортного средства во временное владение и пользование.

Во-вторых, по договору фрахтования (чартера) транспортное средство не передается фрахтователю, ему предоставляется вместимость транспортного средства.

В-третьих, по договору фрахтования (чартера) транспортного средства в отличие от договора аренды (фрахтования на время) фрахтовщик не оказывает фрахтователю услуг по управлению транспортным средством и технической эксплуатации, эти действия составляют существо обязательства по перевозке груза, пассажира и багажа в пункт назначения.

Действующий ГК РФ выделяет две разновидности договора аренды транспортных средств: аренда транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ).

Общие положения об аренде применяются к отношениям, регулируемым данными договорами в той мере, в какой это установлено нормами § 3 гл. 34 ГК РФ. Наряду с ними применяются нормы, закрепленные в транспортных уставах и кодексах. В действующем транспортном законодательстве лишь КТМ РФ содержит главы, посвященные аренде морских судов. В частности, в гл. 10 фрахтованием судна на время (тайм-чартер), гл. II регламентируются отношения, связанные с договором фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (п. 1 ст. 632 ГК РФ).

Условия договора аренды транспортных средств

Данный договор является реальным, возмездным и консенсуальным (ст. 198 КТМ РФ).

Договор заключается в письменной форме независимо от его срока. Правила о регистрации договоров аренды к данному договору не применяются.

Срок в договоре аренды с экипажем регламентируется общими положениями об аренде, за исключением преимущественного права на заключение договора на новый срок и возобновления договора на неопределенный срок (ст. 621 ГК РФ). В договоре тайм-чартера согласно ст. 200 КТМ РФ наряду со сторонами, характеристикой судна, районом плавания, целью фрахтования, временем, местом передачи и возврата судна, ставке фрахта должен быть обязательно указан срок действия.

Содержание договора аренды

Содержание договора аренды транспортного средства с экипажем в основном составляют обязанности арендодателя.

  • в течение всего срока действия договора поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая проведение текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей;
  • предоставлять арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства. Эти услуги должны обеспечить нормальную и безопасную эксплуатацию транспортного средства в соответствии с целями договора. Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства;
  • нести расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 635 ГК РФ);
  • застраховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен транспортным средством в связи с его эксплуатацией, если такое страхование является обязательным в силу закона или договора.
  • нести расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (оплата горюче-смазочных материалов, сборов и т. Д.);
  • возместить арендодателю убытки в связи с гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, если будет доказано, что это произошло вследствие обстоятельств, за которые арендатор несет ответственность в соответствии с законом или договором аренды (ст. 639 ГК РФ).
  • сдавать транспортное средство в субаренду без согласия арендодателя, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 638);
  • при осуществлении коммерческой эксплуатации транспортного средства без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, которые указаны в договоре аренды, а если такие цели не установлены, то назначению транспортного средства (п. 2 ст. 638).

В договоре аренды транспортного средства с экипажем вред возмещает арендодатель по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, при этом у него имеется право предъявить к арендатору регрессное требование, если будет доказано, что вред возник по его вине.

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ).

Данный договор является реальным, а договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) — консенсуальным (ст. 211 КТМ РФ).

В отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем рассматриваемый договор направлен на получение во владение и пользование транспортного средства с возможностью самостоятельно осуществлять его техническую и коммерческую эксплуатацию.

В данном договоре основная часть обязанностей возложена на арендатора. Он должен:

  • получив от арендодателя транспортное средство, в течение всего срока договора поддерживать имущество в исправном состоянии, осуществлять его текущий и капитальный ремонт (ст. 644 ГК РФ);
  • своими силами осуществлять управление арендованным транспортным средством, его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую. Для этого он может нанять экипаж или управлять им сам;
  • нести расходы по содержанию арендованного транспортного средства, застраховать его, включая страхование своей ответственности, а также расходы, связанные с его эксплуатацией, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа.

Права арендатора по данному договору во многом аналогичны его правам по договору аренды транспортного средства с экипажем.

Арендатору предоставлено право, если иное не предусмотрено договором, без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (п. 1 ст. 647).

Арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не указаны, то назначению имущества (п. 2 ст. 647).

За вред, причиненный третьим лицам в рамках договора аренды транспортного средства без экипажа, обязанность по его возмещению возлагается на арендатора (ст. 648 ГК РФ).

Гк рф понятие транспортного средства

ГК РФ относит деятельность по эксплуатации транспортных средств к деятельности, соз¬дающей повышенную опасность для окружающих. Возникает вопрос: любое ли транспортное средство следует признавать источником повышенной опасности, а деятельность по его эксплуа¬тации — деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих? Следует ли при¬знавать таковыми «велосипед» и «мопед»?
ГК РФ относит деятельность по экс¬плуатации транспортных средств к деятель¬ности, создающей повышенную опасность для окружающих. Возникает вопрос: любое ли транспортное средство следует призна¬вать источником повышенной опасности, а деятельность по его эксплуатации — деятель¬ностью, создающей повышенную опасность для окружающих? Следует ли признавать таковыми «велосипед» и «мопед»? Боль¬шинство трудов, посвященных анализу дай¬ной темы, обходят этот вопрос стороной, и лишь некоторые авторы упоминают, но без достаточной аргументации. А. Плешков ука¬зывает, что «к источникам повышенной опасности относятся только те средства транспорта, которые приводятся в движение энергией механического двигателя. Но дви¬гатели бывают разной мощности. Что же брать за основу при определении источника повышенной опасности?» (Плешков А. О введении страхования граждан¬ской ответственности владельцев механизирован¬ных средств транспорта II Советская юстиция. -1970. -№ 1.-е. 14). Далее автор предлагает основываться при отнесении того или иного транспортного средства к источ¬никам повышенной опасности критерием необходимости регистрации его в органах ГАИ (ГИБДД). Указывая, что при таком подходе к источникам повышенной опасно¬сти будет относиться подавляющее большинство Не только мотоциклов и Мотороллеров, но и мопедов- что позволит наиболее полно оградить интересы граждан (Плешков А. Указ. соч. — С. 14). Еще дальше идет Ю. Ващенко, предлагая отнести к ИПО «велосипед, мчащийся по дороге, или лошадь, запряженную в телегу» (Ващенко Ю. Автогражданская ответственность: диктат или суровая необходимость // Хозяйство и право. — 2004. — № 9. — С. 48) В.В. Глян¬цев указывает, что «судебная практика отно¬сит к ним (транспортным средствам) авто¬мобили, мотоциклы, мопеды, электровозы, тепловозы, троллейбусы, трамваи и т.п. Не может быть критерием для отнесения средств транспорта к источникам повышен¬ной опасности признак их регистрации в ор¬ганах ГАИ, поскольку там не регистрируется механическая сельскохозяйственная и дру¬гая техника в сельской местности (тракторы, бульдозеры, комбайны и т.п.), которая должна быть отнесена к источникам повы¬шенной опасности» (Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. -М: Юридическая фирма «Контракт»: Инфра-М, 1998,- Ст. 1079). Аналогичной является позиция Е.П. Данилова: «Судебная практика относит к ним автомобили, мотоциклы, мо¬педы, электровозы, тепловозы, троллейбусы, трамваи и т.п. Не может быть критерием для отнесения средств транспорта к источникам повышенной опасности признак их регист¬рации в органах ГИБДД, поскольку там не регистрируется механическая сельскохозяй¬ственная и другая техника в сельской мест¬ности (тракторы, бульдозеры, комбайны и т.п.), которая должна быть отнесена к источ¬никам повышенной опасности» . Однако в опубликованной судебной практике Верхов¬ного Суда РФ не содержится решений, свя¬занных с данными видами транспортных средств. Для ответа на данный вопрос необ¬ходим комплексный анализ норм законода¬тельства о транспортных средствах. ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасно¬сти дорожного движения» определяет транс¬портное средство как устройство, предна¬значенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем», охватывая, таким образом, все транс¬портные средства, в том числе «мопеды» и «велосипеды». Правила дорожного движе¬ния РФ3 используют понятие «Механиче¬ское транспортов средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в дви¬жение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. При этом «мопед» определяется как двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигате¬лем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам при¬равниваются велосипеды с подвесным дви¬гателем, мотики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками, а «велосипед» — как транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем. Таким образом, в Правилах дорожного движения понятия транспортного средства как такового не содержится вообще, а все транспортные средства дифференцируются на различные виды, В большинстве случаев на практике к транспортным средствам как источникам повышенной опасности относят именно механические транспортные средства в понимании, изложенном в Правилах дорожного движения, не относя к ним мопе¬ды и велосипеды. Мы считаем, что ФЗ от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО вла¬дельцев транспортных средств»4 не внес яс¬ности в данный вопрос, определив транс¬портное средство как «устройство, предна¬значенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем», и при этом указав, что «обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
а)транспортных средств, максималь¬ная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч;
б)транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
в)транспортных средств Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
г)транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация». Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения3 содержат предписания о допуске к эксплуатации мопедов, но не содержат положений о велосипедах. Таким образом, в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств» обязанность по страхованию ответственности не расправа в понимании, изложенном в Правилах дорожного движения, не относя к ним мопе¬ды и велосипеды. Мы считаем, что ФЗ от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО вла¬дельцев транспортных средств» не внес яс¬ности в данный вопрос, определив транс¬портное средство как «устройство, предна¬значенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем», и при этом указав, что «обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
а)транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч;
б)транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
в)транспортных средств Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
г)транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация». Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения содержат предписания о допуске к эксплуатации мопедов, но не содержат положений о велосипедах. Таким образом, в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств» обязанность по страхованию ответственности не распространяется на владельцев велосипедов, а на владельцев мопедов, развивающих скорость более 20 км/ч, но менее 50 км/ч, распростра¬няется. Безусловно, возложение законодате¬лем обязанности страхования ответственно¬сти владельцев одних видов транспортных средств и невозложение такой обязанности на других не может само по себе служить критерием для отнесения таких транспорт¬ных средств к источникам повышенной опасности. Тем не менее такая позиция за¬конодателя признает одни виды транспорт¬ных средств потенциально более опасными, нежели другие. Более того, Кодекс РФ об административных правонарушениях ото¬ждествляет лиц, управляющих мопедами и велосипедами, с пешеходами и пассажира¬ми, относя к транспортным средствам в примечании к ст. 12.1 «автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и макси¬мальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к не¬му, подлежащие государственной регистра¬ции, а также тракторы, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы»1 (ст. 12.29). Анало¬гичной, по сути, является позиция законода¬теля, проявляющаяся в нормах уголовного права, определяющих ответственность за нарушение Правил дорожного движения. В статье 268 УК РФ лица, управляющие транспортом, не являющимся механическим транспортным средством, имеют правовой статус, соответствующий правовому статусу пешехода. К ним, в частности, следует отно¬сить лиц, управляющих мопедами и велоси¬педами. К механическим транспортным средствам УК РФ относит автомобили, трамваи, троллейбусы, а также тракторы и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства (ст. 264), Очевидно, что данная норма бази¬руется на понятии механического транс¬портного средства определенном в Прави¬лах дорожного движения. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что к источникам повышенной опасности законодатель относит лишь механические транс¬портные средства, то есть транспортное средство, приводимое в движение двигате¬лем с рабочим объемом более 50 куб. см и имеющее конструктивную скорость более 50 км/ч. Проводимая формулировка не охва¬тывает другие, не менее опасные транспорт¬ные средства, в которых один из параметров менее указанных величин, например, специ¬альные транспортные средства, регистри¬руемые не органами Госавтоинспекции, а органами Гостехнадзора. Представляется, что данной проблемы можно избежать при использовании в критериях транспортного средства в качестве обязательного лишь од¬ного из параметров: или скорость более 50 км/ч, или объем двигателя более 50 куб. см. Для более эффективного применения норм о гражданско-правовой ответственности вла¬дельцев источников повышенной опасности законодателю следует закрепить в ГК раз¬вернутое понятие источника повышенной опасности, предложенное, например, A.M. Беляковой. Вместе с тем, учитывая, что автомобильный транспорт является наибо¬лее распространенной разновидностью ис¬точников повышенной опасности, в ГК сле¬дует также конкретизировать, какие именно автотранспортные средства относятся к ис¬точникам повышенной опасности. В частно¬сти, касательно эксплуатации автотранс¬портных средств, можно предложить сле¬дующее определение: «В частности, к ис¬точникам повышенной опасности следует относить транспортные средства, приводи¬мые в движение двигателем с рабочим объ¬емом более 50 куб. см или имеющее конст¬руктивную скорость более 50 км/ч, а также прицепы к ним». До принятия изменений в ГК РФ подобные разъяснения целесообраз¬но дать в руководящих разъяснениях Пле¬нума Верховного Суда РФ.

аспирант Современной гуманитарной академии (г. Москва)
помощник судьи Октябрьского суда г. Белгорода Сагрунян В.М.

Это интересно:

  • Куплю дом в селе недорого в липецкой области Продажа коттеджей в районе Добровский в регионе Липецкая обл Продаю сруб на границе заповедника. Дому 1 год. Все швы проконопачены. Внешние стены обработаны пропиткой. Кровля утеплена с соблюдением всех необходимых технологий. […]
  • Протокол создания совета директоров в ооо Создание совета директоров в ООО Совет директоров в ООО – это одна из форм наблюдательного органа, полномочия которого должны быть утверждены уставом общества с ограниченной ответственностью или дополнительным документом. […]
  • Коап 1213 Ч3 Решение Арбитражного суда Рязанской области от 9 апреля 2008 г. N А54-1213/2008С5 Учитывая, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, установленного КоАП РФ, постановление инспекции по делу […]
  • Должности в госслужбе иерархия Категории и группы должностей государственной гражданской службы Государственная служба уже несколько лет сохраняет лидерство в рейтинге самых востребованных мест трудоустройства. Система государственных и муниципальных органов […]
  • Как оформить согласие на вывоз ребенка за границу Как правильно написать нотариальную доверенность для бабушки на ребенка? Содержание и образец составления документа Существуют разные жизненные ситуации. Иногда приходится оставить несовершеннолетнего на воспитание бабушке или […]
  • Ст 128 гпк рф комментарии Статья 128. Извещение должника о вынесении судебного приказа Судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его […]
  • Статья 17 украина Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям Статья 17. Защита гражданских прав и интересов Президентом Украины, органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами […]
  • Саид амиров дом в селе Амиров Саид Джапарович Российский дагестанский политик. Отстранен от должности мэра Махачкалы. Арестован 2 июня 2013 года по подозрению в приготовлении к совершению теракта и организации заказного убийства следователя Арсена […]