Фонд обязательный аудит

Содержание страницы:

Подлежит ли обязательному аудиту некоммерческая организация (благотворительный фонд), коммерческая деятельность в которой не ведется?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бухгалтерская (финансовая) отчетность благотворительного фонда подлежит обязательному аудиту.

Обоснование вывода:
Случаи, когда проведение аудита является обязательным, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ).
В п. 3 ч. 1 ст. 5 прямо указано, что обязательный аудит проводится, если организация является негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).
Таким образом, проведение аудита обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех фондов, в том числе благотворительных, не ведущих коммерческую деятельность. Смотрите также информацию Минфина России от 26.01.2015 «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год (согласно законодательству Российской Федерации)», в данном документе, в частности, указано на обязательность проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае, если субъект имеет организационно-правовую форму «фонд» (без каких-либо исключений и оговорок). Подобные выводы можно сделать из аналогичных информационных документов, опубликованных Минфином в предыдущие годы: информация Минфина России от 14.02.2014, информация Минфина России от 12.02.2013, информация Минфина России от 07.03.2012.

К сведению:
В настоящее время законодательство не содержит прямых норм, предусматривающих какую-либо ответственность организации непосредственно за непроведение обязательного аудита.
До вступления в силу 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) аудиторское заключение, в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», входило в состав бухгалтерской отчетности организации, подлежащей обязательному аудиту, в связи с чем оно должно было представляться в налоговый орган (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). За неисполнение этой обязанности организация, подлежащая обязательному аудиту, могла быть привлечена к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ («Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»), а ее должностные лица — к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ («Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»).
С 1 января 2013 года аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности (ст. 14 Закона N 402-ФЗ), а НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской отчетностью. Соответственно, непредставление аудиторского заключения в составе такой отчетности не является основанием для привлечения к ответственности по ст. 126 НК РФ и по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (смотрите также письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).
Вместе с тем ч. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ для экономических субъектов, обязанных составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предусмотрена обязанность представления по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. При этом ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ определено, что при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, необходимо представлять и аудиторское заключение о ней.
Установлены и сроки представления аудиторского заключения:
— либо вместе с отчетностью;
— либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Таким образом, организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны представить в органы статистики аудиторское заключение о годовой отчетности. За неисполнение данного требования организация может быть привлечена к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ (наложение административного штрафа на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей).
Также обращаем Ваше внимание, что поскольку бухгалтерская (финансовая) отчетность фонда подлежит обязательному аудиту, то фонд не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ч. 4, п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). То есть в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда (некоммерческой организации) включаются (ч. 1 и 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ): бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним (отчеты о целевом использовании средств, об изменениях капитала и о движении денежных средств — смотрите приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

12 января 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Аудит в НКО

Мы публикуем краткую информацию о процедуре аудита некоммерческой организации и ее назначении. Источником информации выступил Клуб аудиторов и бухгалтеров НКО

Какие организации из числа некоммерческих подлежат обязательному аудиту?

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится, в частности, в случаях, если: о В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится, в частности, в случаях, если:
рганизация является фондом. Для некоммерческой организации, зарегистрированной в форме фонда, обязанность проходить аудиторскую проверку возникает независимо от объёма целевых поступлений,
организация является обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей,
организация является негосударственным пенсионным фондом,
объём выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчётному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчётному года превышает 60 миллионов рублей;
обязательный аудит в отношении этих организаций предусмотрен федеральным законом. Например, таким законом является Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона № 121-ФЗ от 20 июля 2012 г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»), пункт 1 статьи 32 которого устанавливает, что начиная с отчётности за 2012 год обязательному аудиту подлежат:
некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента,
структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации).

Какая ответственность установлена за уклонение от прохождения обязательной аудиторской проверки?

В настоящий момент (июнь 2012 г.) за уклонение от прохождения аудиторской проверки предусмотрены следующие меры ответственности:
— штраф на должностных лиц организации (руководителя и главного бухгалтера) в размере от 2000 до 3000 рублей (статья 15.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
— штраф на организацию в размере 200 рублей (статья 126 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, органы Минюста России могут вынести некоммерческой организации письменное предупреждение с указанием сроков устранения нарушения. Этот срок должен составлять не менее одного месяца.

Обязан ли благотворительный фонд проводить обязательный аудит?

В свое время мне сказали что аудит не обязателен, в уставе зарегистрированном в Минюсте прописано что можно или своим ревизором провести проверку или аудит заказать. Ну и в законе о благотворительных организациях я то же ничего про аудит не нашел.

Исходя из этого документа http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/Sluchai_obyazatelnogo_audita_13122012.pdf и вот этого закона http:// Ссылка удалена модератором. Размещать ссылки и гиперссылки на другие СМИ и коммерческие сайты без согласования с администрацией портала запрещено правилами форума я понял так что ЛЮБЫЕ ФОНДЫ должны проходить обязательный аудит!

Фонд зарегистрирован в 2010 году и аудита не было. Честно говоря и бухучета то же не было как такогово, да и фин. деятельность начали только в 2012 году (пока документы приводили в порядок, пока счет открывали, пока раскачались что бы начать рекламу и акции, сайт и т.д.)

Аудит очень дорогая услуга на сколько я знаю, может дешевле будет штраф заплатить, если уж придерутся? А если никто не спросит так может и вообще без штрафов обойдется?

Добрый день.
То, что я выделила в цитату — исключительно Ваше дело и только Ваша ответственность. Но на нашем форуме обсуждать подобные вопросы запрещено. В этой теме Вам ответят лишь, обязан ли благотворительный фонд проводить обязательный аудит. Если же Вы начнёте задавать вопросы о том, как обойти это требование закона, то тема будет заблокирована.

СпасиБО. Чем нам это грозит я понял.

Проблема в том что там разбирается версия закона

в новой редакции этого закона нет слов о добровольных отчислениях

Цитата: 1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

Вот что мне ответили на другом форуме

Цитата: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ ПЕРЕЧЕНЬ СЛУЧАЕВ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2012 ГОД (СОГЛАСНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

¦ 4 ¦Организация ¦Федеральный ¦Бухгалтерская ¦Аудиторская ¦

¦ ¦является фондом (за ¦закон от 30 ¦годовая ¦организация, ¦

¦ ¦исключением ¦декабря 2008 ¦ ¦индивидуальный ¦

¦ ¦государственных ¦г. N 307-ФЗ, ¦ ¦аудитор ¦

¦ ¦внебюджетных ¦статья 5, ¦ ¦ ¦

— Какие меры ответственности предлагает ввести Совет за уклонение экономических субъектов от прохождения обязательного аудита?

— Совет предлагает вернуть в действующее законодательство ответственность за уклонение от прохождения обязательного аудита, введенную в российскую практику Временнымииправилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263, которые действовали вплоть до принятия Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Напомню также, что ответственность за уклонение экономических субъектов от прохождения обязательного аудита была установлена и в первоначальной редакции Закона N 119-ФЗ(ст. 21), но была исключена Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Отсутствует какая-либо ответственность экономических субъектов и их руководителей за уклонение от прохождения обязательного аудита и в действующем Федеральном законе «Об аудиторской деятельности».

Таким образом, по существу, с 1 января 2002 г., то есть уже более 10 лет, в российском законодательстве отсутствуют нормы об ответственности экономических субъектов и их руководителей за уклонение от прохождения обязательного аудита.

Кроме того, отсутствует и ответственность юридического лица (его руководителя) за игнорирование законодательных требований о представлении в составе бухгалтерской отчетности аудиторского заключения, что предусмотрено ст. 13 действующего Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В настоящее время игнорирование законодательного требования о проведении обязательного ежегодного аудита и непредставление в налоговый орган аудиторского заключения могут повлечь за собой для юридического лица лишь штраф в размере 200 руб. по ст. 126 НК РФ.

Привлечь же юридическое лицо и (или) его руководителя к административной ответственности за игнорирование законодательного требования о проведении обязательного ежегодного аудита и непредставление в налоговый орган аудиторского заключения сегодня вообще невозможно.

Если я правильно понял — ВСЕ фонды должны проходить аудиторскую проверку. А вот с ответственностью — то ли есть то ли нет?

Цитата: В российском законодательстве за непроведение аудита штрафных санкций не предусмотрено.
Тем не менее штрафы заплатить организации и нерадивому директору все же придется.
Состав годовой бухгалтерской отчетности приведен в п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в ст. 5 разд. III ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 6.07.99 г. № 43н. Если организация подлежит обязательному аудиту в соответствии с Федеральным законом от 30.12.08 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами, то в состав ее отчетности должно быть включено аудиторское заключение.

В случае непредставления в установленный срок полного комплекта годовой отчетности в налоговые органы с организации может быть взыскан штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Статьей 15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность руководства организации за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, в виде административного штрафа на должностных лиц – от 300 до 500 руб.

Но кроме налоговых органов претензии к организации могут предъявить ее акционеры, которые должны на годовом собрании утверждать полный комплект годовых отчетов организации.

Если руководство организации не представит на собрании акционеров аудиторское заключение, в случае если организация подлежит обязательному аудиту, то согласно п. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ по требованию акционеров к должностным лицам организации могут быть применены следующие санкции:
административный штраф – от 20 тыс. до 30 тыс. руб.;
дисквалификация на срок до одного года;
штраф с организации – от 500 до 700 тыс. руб.
Аналогичные проблемы могут возникнуть и в ООО (п. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ).
Вопросы и ответы 21.06.2012 13:16:24
Ирина Ланина аудитор «Финансовая газета»

Цитата:
За непроведение обязательного аудита юрлиц оштрафуют на 700 тысяч.

На сайте Минфина РФ появился законопроект, предлагающий установить административную ответственность юридических лиц за нарушение законодательства РФ в сфере обязательного аудита.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что статьей 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» установлен перечень случаев проведения обязательного аудита. «Однако законодательство РФ не предусматривает корреспондирующую ответственность организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита. Законопроект направлен на устранение этого правового пробела».

Предполагается, что глава 15 КоАП РФ будет дополнена статьей 15.37 «Уклонение от проведения обязательного аудита». Размер административного штрафа, согласно законопроекту, равен 700 тысячам рублей.

Администрировать эти штрафы будут органы госстатистики. Именно туда, согласно поправкам, параллельно вносимым и в новый закон о бухучете, необходимо будет представить аудиторское заключение вместе с экземпляром годовой отчетности, которая подлежит обязательному аудиту. Сделать это надо будет в течение 12 месяцев с момента окончания отчетного года.

Какие виды НКО обязаны ежегодно проводить аудит?

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

В каких случаях проведение аудиторской проверки в отношении НКО является обязательной?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

Как узнать подпадает ли данный вид НКО под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Обязательность аудита по критериям финансово-экономической деятельности НКО

В первую очередь, обязательному аудиту подлежат все виды НКО при их соответствии установленным показателям финансово-экономической деятельности. Так, обязательному аудиту подлежат НКО:

с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо

с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ). НКО могут создаваться в форме (п.3 ст.2 Закона №7-ФЗ):

общественных или религиозных организаций (объединений);

общин коренных малочисленных народов РФ;

автономных некоммерческих организаций;

социальных, благотворительных и иных фондов;

ассоциаций и союзов;

в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).

Таким образом, НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п.2 ст.7 Закона №7-ФЗ).

Практически это означает, что в бухгалтерском учете должны быть обособленно отражены источники формирования деятельности НКО.

Так, структура доходов НКО складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений. Поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью НКО учитываются на счете 86 «Целевое финансирование», к которому открываются субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.), второго – по назначению целевых средств (например, для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, учитываются на счетах 90 «Продажи» (например, выручка от выполнения работ и оказания услуг) или 91 «Прочие доходы и расходы» (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). И если выручка от предпринимательской деятельности НКО превышает 400 млн рублей (без учета НДС), то проведение аудита является обязательным.

Как и любая организация, НКО может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. НКО также может иметь земельные участки в собственности или на ином праве (ст.25 Закона №7-ФЗ). И если валюта баланса НКО превышает 60 млн рублей, то проведение аудита обязательно.

Важно!

В случае если НКО попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

Виды НКО, подлежащие обязательному аудиту

Обязательному аудиту также подлежат следующие виды НКО, независимо от их соответствия критериям финансово-экономической деятельности (пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ):

негосударственный пенсионный или иной фонд;

акционерный инвестиционный фонд;

управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

То есть проведение аудита обязательно в отношении отчетности всех фондов.

Также обязаны проводить аудит НКО, являющиеся иностранными агентами, а также структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации (п.1 ст.32 Закона №7-ФЗ). Такие НКО обязаны представлять в Минюст (контролирующий орган) наряду с отчетностью аудиторское заключение.

Иные случаи проведения обязательного аудита НКО

Кроме того, обязательность проведения аудита может быть прописана в уставе НКО. Также проведение обязательного аудита требуется грантодателями в отношении НКО, получивших гранты и (или) пожертвования.

В ряде случаев обязанность проведения аудита НКО закреплена положениями федерального закона. Так, например, отчетность следующих НКО подлежит обязательному аудиту:

жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

кредитные потребительские кооперативы, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений (ст.28 и ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации»);

государственные корпорации (ст.7.1 Закона №7-ФЗ, ст.35 Федерального закона от 01.12.2007 г. №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ст.9 Федерального закона от 23.11.2007 г. №270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и пр.);

НКО, связанные с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн рублей (ст.6 и ст.7 Федерального закона от 30.12.2006 г. №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала НКО»).

Следует отметить, что Минфин РФ ежегодно доводит информацию об обязательности проведения аудита (например, информация Минфина «Перечень организаций, обязанных проводить аудит за 2015 г.»).

Обязателен ли аудит для внебюджетного фонда?

Проверка в некоммерческих организациях и внебюджетных фондах имеет свою специфику и серьезно отличается от мероприятий, проводимых в компаниях, цель работы которых состоит в извлечении прибыли. Обязателен ли аудит для фонда? Да, и это прописано в законодательных актах. Кроме того, важно учитывать, что проверка проводится по двум основным направлениям.

  1. Оценка деятельности компании, вариантов формирования и применения имущества целям, ради достижения которых она была зарегистрирована.
  2. Проверка доходов некоммерческой организации на соответствие исходным целям, сверка запланированных и израсходованных сумм и проведение их качественной оценки.

В рамках двух этих мероприятий удается обнаружить, соответствуют ли перечисленные на счет фонда суммы целевым программам, которые были утверждены высшим органом НКО.

Специалисты, которые проводят аудит, нередко сталкиваются с такими ситуациями, когда решения органов управления, определяющего направление деятельности организации, нет в наличии. Из прочих сложностей — часто отсутствие смет о расходовании средств на отдельные целевые программы НКО.

Обязателен ли аудит благотворительного фонда?

Многих руководителей волнует вопрос, подлежит ли государственный внебюджетный фонд обязательному аудиту. Не менее интересна проблема аудиторских проверок в благотворительных организациях. Ответ дает законодательство РФ.

Так, в соответствии с 5 статьей ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности», к организациям, требующим обязательного аудита, относят благотворительные фонды:

  • которые одновременно являются кредитными организациями, профессионально участвуют в торговле ценными бумагами, относятся к числу клиринговых компаний или фондов взаимного страхования, а также ПИФы и негосударственные ПФР;
  • если выручка за оказание услуг за год, который предшествует отчетному, составила 400 млн. рублей.

Аудит благотворительного фонда предполагает проведение мероприятий по соотношению доходной и расходной частей бюджета.

Какую цель преследует аудит благотворительного фонда?

  • Снижение рисков доначислений по налогу на прибыль, а также штрафов за неправильный учет средств целевого финансирования.
  • Представление спонсору информации о целевом использовании выделенных сумм.
  • Возможность продления финансирования.

Содержание аудита благотворительного фонда

Аудиторы, которые оценивают деятельность благотворительных фондов, в процессе работы:

  • выявляют правильность ведения учета выделенных средств;
  • проверяют соблюдение требований, прописанных в контрактах и соглашениях;
  • определяют качество отражения в отчетах результатов хозяйственной деятельности;
  • выявляют случаи неэкономного расходования средств;
  • проверяют результативность приобретения и использования ресурсов;
  • оценивают аналитический и синтетический учеты расходной и доходной частей;
  • отслеживают соблюдение режима налоговых отчислений;
  • готовят рекомендации по устранению обнаруженных нарушений для повышения эффективности работы фонда.

Особенности аудиторской проверки инвестиционных фондов

Перейдем к следующему вопросу. Подлежит ли инвестиционный фонд обязательному аудиту? Ответ снова положительный. При этом конкретная последовательность проверки зависит от специфики ведения бухгалтерского учета на предприятии, а также направления его деятельности.

Основные задачи, которые решает обязательный аудит:

  • определение правильности отражения фактов в бухучете;
  • проверка особенностей формирования уставного капитала;
  • проверка поступления и использования финансовых средств;
  • контроль начисления и выплат дивидендов акционерам;
  • оценка начисления и уплаты налогов.

Это далеко не исчерпывающий перечень процедур при аудите инвестиционного фонда. Масштабность проверки объясняется большим объемом финансовой документации в общем документообороте предприятия. Задача аудитора в процессе проведения обязательного аудита — проверить всю документацию, выявить несоответствия и устранить нарушения.

Кто вправе проводить обязательный аудит инвестиционного фонда?

Проводить обязательную проверку может только крупная аудиторская компания. При этом организация должна быть укомплектована штатом специалистов разного профиля (аналитики, специалисты в области инвестиционной деятельности, экономисты и финансовые эксперты).

Как пройти аудит: 10 советов для НКО

Многие НКО обязаны ежегодно проходить аудиторскую проверку. Финансовый директор проекта PHILIN Инна Шайдерова рассказала, как сделать аудит привычным и нестрашным

Инна Шайдерова, финансовый директор PHILIN

Вас слушают

Аудит (от лат. audit – слушает) – независимая проверка финансовой отчетности организации лицами, имеющими право на проведение подобной проверки. Аудиторы проверяют деятельность организации на соответствие законодательству, их прежде всего интересует качество и достоверность бухгалтерской отчетности. Проще говоря, аудит – это мнение сторонних специалистов о некоторых аспектах деятельности вашей организации. Причем работу этих специалистов заказываете и оплачиваете вы сами.

Аудиторскую деятельность регулирует Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ от 30.12.2008. Он определяет требования к субъектам и объектам аудита и процедуре его проведения.

Как часто проходят аудиторские проверки?

Обычно аудируется годовая отчетность. Но нужно иметь в виду, что аудит бывает не только обязательный, но и инициативный. Обязательный аудит по закону должны проходить все организации, чья деятельность подпадает под статью 5 Федерального Закона «Об аудиторской деятельности». В большинстве случае НКО должны пройти аудит в срок до 31 декабря года, следующего за отчетным. Исключение составляют НКО, выполняющие функции иностранного агента, структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций и некоторые другие НКО.

Инициативный, или добровольный, аудит может пройти как организация, которая подлежит обязательному аудиту, так и организация, которая ему не подлежит. Проведения инициативного аудита могут потребовать любые значимые стейкхолдеры: учредители, попечительский совет, крупные доноры. Пример: у фонда сменился донор и потребовал, чтобы аудит в фонде провела конкретная аудиторская компания. В НКО инициативный аудит пока еще редкость, а вот бизнесе это встречается часто.

Какие НКО обязаны проходить аудит?

В законе обозначен ряд четких требований:

  • Все НКО, чья организационная форма имеет название «фонд» подлежат обязательному аудиту.
  • НКО, которые являются собственниками целевого капитала с балансовой стоимостью имущества, составляющего целевой капитал, которая превышает 20 млн рублей на конец года.
  • Если сумма активов бухгалтерского баланса НКО по состоянию на предшествующий отчетный год превышает 60 млн рублей. Это возможно, если на балансе компании есть, например, недвижимость или дорогостоящее оборудование.
  • НКО, выполняющие функции иностранного агента и структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
  • НКО, не являющиеся собственниками целевого капитала, но получающие доход от него в сумме более 5 млн рублей за год.
  • Другие НКО, для которых обязательный аудит предусмотрен российским законодательством.

Если НКО не подлежит обязательному аудиту, то для увеличения прозрачности своей деятельности можно провести инициативный аудит. Если же НКО подлежит обязательному аудиту, но не проводит его, это грозит штрафом. При этом уплата штрафа не снимает с организации обязательства пройти аудит.

Аудиторское заключение НКО обязаны предоставить в Росстат, а иностранные агенты – и в Минюст. И согласно новым требованиям с 1 октября 2016 года, сведения об аудиторе, который выдал заключение, и само заключение о прохождении аудиторской проверки должны быть размещены еще и в Федеральном реестре в течение трех рабочих дней. За нарушение этих требований также могут быть применены штрафные санкции.

Основанием для начала проведения аудиторской проверки является заключение договора с аудиторской компанией, которую НКО должна выбрать сама.

Нужно ли бояться аудиторов?

Аудит – не карательный инструмент. Его задача – выявить проблемы организации, недочеты и ошибки, которые допущены бухгалтером, руководством и указать на них. Любой аудитор дает время для исправления ошибок и недочетов. Аудиторов боятся те, кто в течение года не уделял достаточного внимания учету, не исполнял требований законодательства. Встречаются организации, которые совсем не вели учет в течение года. Нужно понимать, что создать учет с нуля за время проверки крайне сложно, можно лишь исправить небольшие недочеты, например, оформить какой-то пропущенный документ.

Чтобы не бояться аудиторской проверки, важно быть уверенным, что в НКО учет поставлен правильным образом и этому учету уделяется такое же внимание, как и основной программной деятельности.

Виды аудиторских заключений

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение. Это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности НКО, в котором аудитор выражает свое мнение о достоверности отчетности. Возможны три варианта: положительное заключение, заключение с оговоркой и отрицательное заключение.

Чтобы получить отрицательное аудиторское заключение, нужно «постараться». Например, не вести документации вовсе в течение года или допустить грубые ошибки в ведении бухгалтерского учета.

Заключение с оговоркой выносится, когда у аудитора есть сомнения по какому-то параметру, например, если был выявлен риск, который превышает уровень существенности (уровень существенности – процентный порог, показывающий отклонение отчетности по балансовой статье от правильного параметра, обычно это около 5%). Пример: в отчетности должны быть отражены основные средства по первоначальной стоимости, но бухгалтер ошибся и неверно отразил ее. Если это отклонение не больше, например, 5%, то оно не будет превышать тот самый уровень существенности. Еще пример: в налоговом законодательстве есть определенные правила начисления и удержания налогов, которые не всегда прописаны четко. Существует множество различных разъяснений от Минфина, которые могут противоречить друг другу. Столкнувшись с таким противоречием, бухгалтер занимает одну из позиций, и чаще всего выбор совершается в пользу организации. При этом если налоговая в ходе проверки займет другую позицию, то есть риск доначисление налога, который должен отразиться в статье баланса «Кредиторская задолженность». Если сумма риска не превышает 5% всех обязательств НКО, считается, что уровень существенности не превышен.

Что проверяется при аудите и на что необходимо обратить особое внимание?

Прежде всего аудиторы проверяют соблюдение российского законодательства, включая налоговое, трудовое, гражданское, соблюдение установленных правил ведения бухгалтерского, кадрового учета и составления отчетности, достоверность бухгалтерской отчетности, наличие системы внутреннего контроля и ее соответствие объему совершаемых операций. Аудируются также учредительные документы на предмет их соответствия фактической деятельности организации.

В первую очередь обращается внимание на наличие и правильное заполнение гражданско-правовых и договоров финансово-хозяйственной деятельности. Бухгалтер отражает уже подготовленный и заполненный первичный документ, однако при оформлении могут быть допущены ошибки.

Организация раздельного учета между коммерческой и уставной деятельностью имеет принципиальное значение. Налоговым законодательством льгота по налогу на прибыль для целевых средств, которые жертвует донор, предусмотрена лишь в том случае, если в организации учет целевых средств ведется отдельно от средств, участвующих в коммерческой деятельности.

История с отсутствием разделения довольно распространена. Такая ошибка влечет за собой риск обложения налогом всех средств, которые поступают в организацию. Встречаются ситуации, когда средства, полученные в виде пожертвований, используются для осуществления предпринимательской деятельности.

Пример: НКО получила от донора 1 000 рублей, потратила их на производство открыток и продала их через интернет. Это нецелевое расходование полученного пожертвования, использованного на предпринимательскую деятельность, которую нужно учитывать отдельно. В данном случае с этой суммы придется заплатить налоги. Каким образом можно тогда найти средства на осуществление предпринимательской деятельности? Можно, например, пойти в типографию и попросить распечатать открытки с отсрочкой платежа, или можно оформить заем на 1 000 рублей, тогда требования законодательства будут соблюдены.

Аудиторы также проверяют, соответствует ли деятельность НКО тому, что заявлено в учредительных документах. Для НКО это особенно важно, потому что пожертвования не облагаются налогами при условии, что они тратятся на цели, указанные в уставе.

По нашим наблюдениям, НКО, расширяя свою деятельность, часто забывают вовремя вносить поправки в учредительные документы, и получается, что по документам организация может заниматься одной деятельностью, а по факту – происходит другое. В таком случае использование средств может быть признано нецелевым, и полученные пожертвования будут обложены налогом, к которым добавится штраф и пеня.

Руководителю НКО нужно обязательно обратить внимание на наличие сметы/ бюджета организации. Смета и бюджет должны быть не просто файлом в Exсel, а документом, который утвержден высшим коллегиальным органом, например, советом фонда. Он же утверждает отчет об исполнении сметы по завершении финансового года.

Административные расходы нужно учитывать отдельно, особенно, для благотворительных организаций, где существуют ограничения: оплата труда административного персонала должна составлять не более 20% процентов от общего количества расходов.

Если процесс оказания помощи не формализован, НКО ждут проблемы. По работе с благополучателями должна быть утверждена программа, где прописан процесс выделения помощи. Обычно он начинается с заявления благополучателя с просьбой о помощи. Дальше НКО анализирует просьбу с точки зрения установленных критериев. По ним можно выделить группу нуждающихся, которой НКО будет помогать. Критерием может быть заболевание, возраст, группа инвалидности, уровень дохода. Эти критерии облегчат работу с благополучателями, когда, отказывая в помощи, организация ссылается на свои правила. Кроме того, по этим критериям можно доказать налоговой инспекции, что средства были потрачены целевым образом. Это важный момент.

Наконец, аудиторы проверяют наличие системы внутреннего контроля и соответствие ее объему совершаемых операций. Говоря простым языком, как, кем и на каком основании принимаются те или иные решения прежде всего относительно основных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов с контрагентами и так далее. Кроме этого, большое значение имеет проверка непрерывности деятельности организации.

НКО рискуют не только деньгами, но и репутацией, потому что люди жертвуют не на штрафы и налоги.

Все нарушения, с которыми сталкивается аудитор, отображаются в расширенном отчете. Он является конфиденциальным и предоставляется органам управления НКО – исполнительному директору, совету фонда и проч. Отчет и заключение – разные вещи. Заключение предоставляется широкому кругу лиц, в нем аудитор выносит свою оценку того, можно ли доверять отчетности данной организации. Как правило, организации, которые прошли аудит, стараются публиковать заключения, потому что это повышает уровень доверия со стороны доноров.

Отрицательное аудиторское заключение говорит, как минимум, о непрозрачности НКО и, конечно, может негативно повлиять на доверие к конкретной организации. Какой донор будет давать средства НКО, где с бухгалтерским учетом все плохо? Когда аудиторская компания сталкивается с отсутствием учета или какими-нибудь другими серьезными нарушениями, она, как правило, приостанавливает проверку и доводит до сведения руководства, что при таком развитии событий аудиторское заключение будет отрицательным. После устранения ошибок проверка возобновляется.

Аудит, Минюст, Налоговая

Существует мнение, что тем, кто прошел аудит, проверка Минюста и налоговой уже не страшна. Это верно лишь отчасти. Аудиторская проверка – не панацея. Во-первых, нужно учитывать, что аудит проводится выборочным способом. Аудитор не просматривает каждую операцию, кроме того он человек и может что-то пропустить. Во-вторых, Минюст и налоговая принимают во внимание результаты аудита, но проводят проверки по своей методологии.

Конечно, у НКО, которая прошла аудиторскую проверку, рисков меньше. Аудиторы подтверждают бухгалтерскую отчетность, смотрят налоговые риски, потому что они влияют на показатели бухгалтерского баланса: если НКО не начислила налог, значит, что она исказила статью бухгалтерского баланса. Для Минюста факт аудиторской проверки особенно важен, если дело касается иностранных агентов. Если не пройти аудит вовремя, их ждет большой штраф. Если аудиторскую проверку не прошла обычная организация, Минюст обязательно напишет замечание и предложит исправить ситуацию. Аудиторскую проверку можно провести и с опозданием. Стоит еще раз напомнить, что если ваше НКО оштрафовали за то, что вы не прошли аудит, обязанность его пройти с вас не снимается.

Инна Шайдерова, финансовый директор PHILIN:

«Для НКО, которые являются нашими клиентами, мы помогаем выбрать аудиторскую компанию, оптимальную по цене и качеству. Клиент может согласиться с нашими рекомендациями или же пригласить своего аудитора, это его право. При выборе аудитора мы проводим тендер, встречаемся с аудиторскими компаниями, интересуемся их методами, ценой, спрашиваем, как проходит их проверка. Для наших клиентов мы полностью сопровождаем аудиторскую проверку.

Для прохождения аудита нужно представить полностью сформированную годовую финансовую отчетность. Обязательно должна быть представлена учетная политика организации, где прописано, каким образом организован учет в НКО (здесь законодательство предлагает определенную вариативность). Она состоит из двух частей – учетная политика бухгалтерского учета и учетная политика налогового учета. В случае налоговых проверок при отсутствии учетной политики у НКО могут возникнуть налоговые риски.

Встречались организации, в которых учет не велся должным образом. В этом случае его необходимо восстановить. Мы такую услугу предоставляем. После восстановления учета можно заключать договор с аудиторской компанией и приступать к проверке.

Если в НКО с самого начала не придавали особого значения оформлению документов, мы обязательно помогаем и стараемся все разъяснить. Например, проводим семинары для своих клиентов, на которых рассказываем о требованиях законодательства к оформлению первичных документов. Программная деятельность, безусловно, крайне важна, но неоформленные документы создают риск для дальнейшей деятельности организации. Этот момент нужно осознавать».

Вопрос-ответ

— Имеет ли аудиторская компания право напрямую сообщить о нарушениях НКО совету директоров, попечительскому совету или другому управляющему органу НКО?

— Заказчиками аудиторского отчета являются высшие органы управления НКО, поэтому расширенный аудиторский отчет предназначен прежде всего для них. Именно в расширенном отчете описываются все нарушения, выявленные в ходе аудиторской проверки. Выбор аудиторской компании должен быть согласован с высшим руководящим органом НКО, который дает либо свое согласие, либо отказ. Но на практике управляющий орган, зачастую, передает решение этого вопроса руководителю НКО. Что будет с этим отчетом внутри организации – дело самой организации и этого высшего руководящего органа. Если проверка была утверждена высшим органом управления, то он, разумеется, должен получить и прочитать этот отчет.

— На что доноры обращают внимание при изучении материалов о деятельности НКО? Какую роль здесь играет аудиторское заключение?

— Опубликованное положительное аудиторское заключение делает деятельность НКО более прозрачной и повышает доверие к ней в глазах донора. Донор вполне может запросить аудиторское заключение. Иногда крупные благотворители могут даже попросить НКО пройти аудит в определенной аудиторской компании, которой они доверяют.

— Есть ли случаи, что аудиторская компания выдает заключение, не проводя, аудиторской проверки?

— К сожалению, да. Такое заключение будет считаться заведомо ложным. Эти аудиторы действуют в нарушение законодательства и рискуют своим правом осуществлять в дальнейшем аудиторскую деятельность. Если аудитора на этом поймают, его заключения могут быть признаны недействительными, а НКО, которая воспользовалась такими услугами, рискует быть оштрафованной.

Это интересно:

  • Развод размен Документы, необходимые для продажи (дарения, мены) квартиры Опубликовано 5 марта, 2011, в рубрике: Сделки Если вы решили продавать квартиру, я рекомендую заключать договор купли-продажи в нотариальной форме. Если речь идет о […]
  • Пункт 5 статья 35 трудового кодекса республики беларусь Министерство труда и социальной защитыРеспублики Беларусь Вопрос. В нашей семье трое детей 5, 8 и 10 лет. Двое родных детей, и один ребенок находится под опекой. Можно ли оформить […]
  • Юрист староминская Юристы в Староминской Расстояние от центра: 0.3 км. +4 ✉ Адрес Краснодарский край, Староминской р-н, Староминская станица, ул. Красная, 36 ☎ Телефон +7 (86153) 4-26-12 +7 (928) 431-61-67 ⌚ Часы работы пн-пт […]
  • Выслуга лет в гуин Изменения в пенсии сотрудников ФСИН в 2018 году Экономика России до сих пор находится в кризисном положении, из-за чего правительство всевозможными методами пытается рационально распределять средства бюджета. Это приводит к […]
  • Внесение изменений в программу развития школы Методическая разработка на тему: «Программа развития ОО как вектор обновления деятельности образовательной организации» В работе приведены методические рекомендации для разработки программы развития образовательной организации. […]
  • Законы организации и их реализация Законы организации и их реализация Понятия «зависимость», «закон», «закономерность». Законы организации. 5 Основополагающие законы организации. Закон самосохранения. 8 Закон развития. 10 Законы организации второго уровня. Закон […]
  • Договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов физическим лицом Договор перевозки груза Уважаемые клиенты и грузовладельцы. На этой странице Вы можете скачать договор перевозки груза, а также на оказание других различных услуг с компанией ООО ЧелТрансКом. Мы заключаем договора с юридическими […]
  • Если на работе не выплачивают расчет при увольнении Расчет при увольнении - КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТОВ Статья 140 Трудового кодекса описывает, в какие сроки должен быть осуществлен расчет при увольнении работника (вне зависимости от оснований прекращения трудовых правоотношений). […]