Дискриминация в церкви

Содержание страницы:

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Священный Синод обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с призывом инициировать всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине

Священный Синод постановил приостановить молитвенное поминовение за богослужением Патриарха Константинопольского Варфоломея и сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата

Святейший Патриарх Кирилл возглавил внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

В Москве пройдет внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Ханты-Мансийскую и Красноярскую митрополии

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в семинаре «Дискриминация христиан в Европе», прошедшем в Европейском Парламенте в Брюсселе

2 октября 2012 года в Европейском Парламенте в Брюсселе прошел семинар «Дискриминация христиан в Европе».

Организованный совместно парламентариями от Европейской народной партии (ЕРР), фракции Европейских консерваторов и реформистов (ЕСР) и католической Комиссией епископских конференций ЕС (СОМЕСЕ), семинар собрал несколько сотен участников из числа евродепутатов, экспертов в религиозно-правовой сфере, политиков, общественных деятелей и духовенства.

Участники семинара и эксперты в один голос засвидетельствовали явный рост нетерпимости во всех проявлениях в отношении христиан на западе Европы за последние несколько лет. Они задались вопросом о том, являются ли умножающиеся с каждым годом в странах ЕС случаи дискриминации, насилия, вандализма, оскорбления верующих, богохульства, принуждения к греховным действиям, антиклерикальной истерии в прессе цепью простых совпадений или за всем этим стоит сознательное движение политических и общественных структур, направленное на маргинализацию и дискредитацию христианства в целом и института Церкви в частности.

Многочисленные примеры и статистические данные, собранные в докладе М. Кюглера (Австрия), свидетельствуют о том, что антихристианские тенденции в Европе принимают опасные масштабы и представляют уже сейчас реальную угрозу свободе совести и правам личности. «Статистика не полна, но враждебность носится в воздухе», — заключил эксперт.

Следующие примеры, приведенные участниками дискуссии, отражают актуальные общеевропейские тенденции:

  • утрата родителями права на отказ от определенных форм сексуального просвещения детей в школах; из школьных календарей изымаются упоминания о Рождестве и Пасхе и других христианских праздниках.
  • «культурная война» против семьи: преследуется выражение традиционного видения семьи как союза мужчины и женщины, а не двух людей любого пола; уголовно преследуются высказывания о гомосексуализме как грехе и пороке, даже в мягкой форме; травля со стороны ЛГБТ-сообщества и использование термина «гомофобия» в качестве инструмента исключения несогласных групп из публичной сферы; в Великобритании католические агентства по усыновлению были принуждены к закрытию после 200 лет работы в связи с новым законом, обязывающим предлагать детей для усыновления однополыми парами.
  • обязательность участия медперсонала и студентов в совершении абортов, эвтаназии и применении неэтичных с христианской точки зрения биотехнологий.
  • нарушаются права собраний, запрещаются митинги против абортов.
  • сложившаяся практика вменения христианам в вину т.н. «преступлений на почве ненависти» (hate crimes), когда речь идет о выступлениях против пропаганды гомосексуализма, исламского экстремизма или абортов.
  • не подвергаются порицанию публикации оскорбительных для верующих изображений.

Евродепутат Конрад Жимански высказал мнение, что угроза религиозным сообществам в Евросоюзе становится все более ощутимой, особенно когда социальная ненависть сознательно перенаправляется на христианскую общину. Он с сожалением отметил, что в Европейском Парламенте ощущается недостаток реального диалога по обсуждаемым вопросам.

Вице-президент Итальянского Парламента Рокко Буттильоне заметил, что, несмотря ни на что, количество активных прихожан, еженедельно посещающих богослужения в церквах Европы, постоянно растет. По его мнению, необходимо учитывать имеющийся разрыв между влиятельными меньшинствами, воздействующими на политические решения в ЕС, и молчаливым христианским большинством населения, которое опасается оказаться в центре кипящей политической повестки дня. Он также призвал вернуться к пониманию закона, которое базируется на четкой определенности, и согласился с мнением выступавшего на семинаре бывшего судьи (с 2003 г.) Европейского суда по правам человека Ф.Х. Боррего-Боррего, который заявил, что ЕСПЧ руководствуется в своей деятельности не объективными критериями, а идеологическими установками.

Участниками семинара была отмечена опасная тенденция к подмене понятия толерантности. Если изначально под толерантностью понималось уважение к чужому мнению, с которым, тем не менее, невозможно согласиться, то теперь толерантность предполагает невозможность выражать несогласие. Такое понимание затрагивает фундаментальную свободу слова, а дополнительные ограничения свободы слова в судебном порядке могут иметь непредсказуемые негативные последствия. Поэтому ограничений, налагаемых на свободу слова, должно быть как можно меньше. «Нет нужды говорить, что Церковь против дискриминации, — сказал представитель госсекретариата Ватикана монсеньор Ф. Кольфхаус, — но не всякая дискриминация является таковой: существует также право на отличие».

Во время публичной дискуссии один из сотрудников Европейской Комиссии назвал позорным выдвижение некоторыми членами Европарламента панк-группы, осквернившей, по его словам, Храм Христа Спасителя в Москве, в качестве номинанта на премию Сахарова 2012 г., и призвал опротестовать это «абсолютно ошеломляющее» предложение. Депутат Ян Олбрайт назвал эту номинацию деструктивной и отметил, что многие депутаты восприняли ее как насмешку.

На семинаре также присутствовали сотрудники Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях протоиерей Андрей Елисеев и священник Артемий Алимарин. Секретарь Представительства протоиерей Андрей Елисеев подчеркнул в ходе заключительной дискуссии, что абсолютное большинство населения не только России, но и европейских стран выступает против осквернения святых мест. Однако не может не беспокоить тенденция представлять религиозные организации в качестве угрозы свободе сознания и правам человека. Представитель Церкви также обратил внимание на замалчивание фактов дискриминации и унижения христиан и других верующих в странах ЕС со стороны Европейского Парламента и выразил надежду на то, что проблемы, дискутируемые на этом семинаре, будут однажды вынесены на уровень пленарной сессии. Отец Андрей также отметил важность общей защиты естественного права усыновляемых детей на полную семью, которое не учитывается в случае с однополыми парами, а также контроля за тем, что происходит с европейским школьным образованием в плане воспитания нравственных ориентиров. Он призвал к мониторингу антихристианских тенденций в европейской политической системе и созданию условий полной прозрачности в принятии решений, которые касаются базовых принципов жизни общества.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Священный Синод обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с призывом инициировать всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине

Священный Синод постановил приостановить молитвенное поминовение за богослужением Патриарха Константинопольского Варфоломея и сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата

Святейший Патриарх Кирилл возглавил внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

В Москве пройдет внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Ханты-Мансийскую и Красноярскую митрополии

Нарушение религиозных прав и свобод: нетерпимость, дискриминация и преследование

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на V Европейском православно-католическом форуме.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы и братья, уважаемые организаторы и участники форума!

Сердечно приветствую всех собравшихся сегодня для участия в V Европейском форуме-диалоге между Православными Церквами и Советом епископских конференций Европы.

Наше заседание проходит на фоне значительного прогресса, достигнутого в православно-католических отношениях. После предшествовавших долгих дискуссий в сентябре прошлого года в ходе XIV пленарной сессии Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью был принят важный документ — «Соборность и первенство в первом тысячелетии: на пути к общему пониманию для служения единству Церкви». Это создало предпосылки для дальнейшего развития богословского диалога между нашими традициями. Надеюсь, что в ближайшее время мы сможем приступить к рассмотрению ключевого вопроса, составляющего предмет нашего разделения — темы соборности и примата в Церквах Востока и Запада во втором тысячелетии, включая обсуждение болезненной темы униатизма.

Важным событием ушедшего 2016 года стала встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска 12 февраля в Гаване — первая в истории встреча между Папой Римским и Патриархом Московским. На наш взгляд, она открыла новую страницу не только во взаимоотношениях между Московским Патриархатом и Святым Престолом, но и, в целом, в православно-католическом взаимодействии. По итогам этой встречи было принято Совместное заявление, в котором нашло отражение общее видение глобальных проблем, волнующих наши Церкви и все человечество. Папа и Патриарх, которые и ранее, каждый в отдельности, затрагивали озвученные в заявлении темы, в Гаване высказались единым голосом. И этот голос был услышан.

Мы ясно осознаем необходимость совместных усилий для консолидированного ответа на вызовы современности, в числе которых преследование христиан, проживающих в ближневосточном регионе, секуляризация западного общества, нарушения прав верующих, кризис семейных и других традиционных ценностей, подрыв нравственности в личной и общественной жизни.

Наиболее остро сегодня стоит вопрос о преследованиях и дискриминации христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Положение христианских общин этих регионов можно охарактеризовать как критическое. Террористы в лице «Исламского государства» и других группировок совершают настоящий геноцид последователей Христовых.

В Совместном заявлении Папы Франциска и Патриарха Кирилла сказано: «Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению. В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами».

Ныне мы наблюдаем ужасающую картину: двухтысячелетнее христианское присутствие на Ближнем Востоке и в Африке стремительно исчезает. По оценкам Центра изучения мирового христианства, только в 2016 году было убито 90 тысяч христиан, то есть каждые 6 минут за веру умирает христианин. От 500 до 600 млн. христиан испытывают притеснения и ограничения за свое вероисповедание. Это говорит о том, что мировое сообщество не сумело усвоить уроки разрушительных войн XX века и по-прежнему ставит политические интересы выше фундаментальных прав человека.

Сегодня христианские церкви не только свидетельствуют о мученическом подвиге последователей Христовых, но и развивают сотрудничество между собой в целях консолидации совместных усилий по оказанию им действенной помощи. Ведь, по слову апостола Павла, в Церкви Христовой «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12:26). Практически сразу после встречи Папы Франциска и Патриарха Кирилла на Кубе состоялась серия совместных мероприятий, в рамках которых представители Римско-Католической и Русской Православной Церквей посетили Сирию и Ливан. Объединенная делегация встретилась с христианскими лидерами этих стран, посетила лагеря беженцев, реализовала ряд гуманитарных проектов.

В рамках данной инициативы 12 октября 2016 года в Брюсселе и 13 октября того же года в Женеве высокопоставленные иерархи Антиохийской Православной, Сиро-Яковитской и Мелькитской Церквей передали послания сирийских детей руководству Европейского Союза и верховным комиссарам ООН. Наша совместная работа на данном направлении будет продолжаться.

Русская Православная Церковь видит в межрелигиозном диалоге важный инструмент борьбы с экстремизмом и терроризмом. Мы находимся в тесном контакте с мусульманскими и иудейскими братьями, вместе боремся за нравственную чистоту общества, защищаем интересы верующих перед государством. В этом нам помогает Межрелигиозный совет России — площадка, где почти 20 лет лидеры традиционных религий России собираются и обсуждают актуальные проблемы общественного развития.

Авторитетные религиозные лидеры и христианства, и ислама призваны вместе выступить против терроризма. Мы стремимся к тому, чтобы постоянно звучал тезис о том, что христиане на Ближнем Востоке являются коренными жителями региона. Помогают нам в этом исторические и современные примеры мирного и созидательного сосуществования христиан и мусульман.

Московский Патриархат не прекращает обращаться к международному сообществу с призывом защитить страждущих христиан Ближнего Востока. Уже в 2011 году Русская Православная Церковь провела в Москве международную конференцию «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан». На этот форум собрались религиозные деятели и эксперты со всего мира. Они обсудили случаи преследований христиан и выразили озабоченность сложившейся ситуацией.

Проблематика гонений на последователей Христовых регулярно поднимается нами в ходе международных мероприятий. Московский Патриархат добиваются включения этой темы в итоговые документы международных конференций и форумов.

Положение ближневосточных верующих обсуждается с политическими лидерами и представителями дипломатического корпуса разных стран мира. За последние годы, в том числе благодаря совместным усилиям христианских церквей и государств, удалось добиться признания на международном уровне гонений на христиан Ближнего Востока.

Мы доносим как общую картину, так и конкретные нужды наших братьев и сестер во Христе до сведения высшей государственной власти России, парламентариев, Министерства иностранных дел страны. Московский Патриархат поддержал действия России, направленные на борьбу с международным терроризмом. Я процитирую слова Патриарха Кирилла, сказанные им в ходе визита в Великобританию в октябре 2016 года: «Сегодняшняя война с терроризмом… должна быть общей — это не дело только России, это дело всех стран, и мы должны сплотиться, чтобы победить это зло».

Мы осознаем, что потеря христианского присутствия на Ближнем Востоке обернется далеко идущими последствиями не только для данного региона, но и для всего мира. Вытеснение христианства станет долгосрочным фактором нестабильности и приведет к краху современной международной правовой системы. Поэтому сегодня как никогда важно солидарное свидетельство церквей перед окружающим миром о необходимости принятия безотлагательных мер, направленных на защиту ближневосточного христианского населения. Глобальная система политических и международных отношений ныне претерпевает серьезные изменения, а потому у нас есть шанс закрепить в ней место для защиты прав и интересов христиан Ближнего Востока и Африки.

Другой волнующей нас проблемой является массовое уничтожение нерожденных детей в разных странах мира. В Совместном заявлении Папы Франциска и Патриарха Кирилла об этом сказано: «Призываем каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь. Миллионы младенцев лишаются самой возможности появления на свет. Голос крови не родившихся детей вопиет к Богу (Быт. 4:10)».

Проблема абортов для России особенно актуальна. К сожалению, наша страна находится в числе лидеров по убийствам нерожденных детей. Русская Православная Церковь и другие традиционные конфессии прилагает немало усилий для того, чтобы изменить в российском обществе отношение к искусственному прерыванию беременности. 2 июня 2016 года Межрелигиозный совет России по инициативе Русской Церкви принял заявление «О защите жизни нерожденных детей». В этом документе говорится: «Считаем необходимым изменение информационной политики в пользу утверждения ценностей семьи, многодетности и чадородия. Чрезвычайно важно, чтобы СМИ, культура и реклама, подчас оказывающие решающее влияние на массовое сознание, воспитывали в юном поколении уважительное отношение к священному дару жизни, идеалам целомудрия, верности, взаимной любви и жертвенности, демонстрировали привлекательный образ полноценной и счастливой семьи». Лидеры традиционных религий призвали государство к выработке комплексной политики поддержки рождаемости и противодействия абортам.

Нас глубоко беспокоит маргинализация христианства в странах Европы и в некоторых других регионах. Об этом Папа и Патриарх сказали: «Нашу озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся в столь многих странах, где христиане все чаще сталкиваются с ограничением религиозной свободы и права свидетельствовать о своих убеждениях, жить в соответствии с ними… Мы обеспокоены нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискриминации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, столь часто становящегося агрессивным, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни».

Причины указанных явлений коренятся в ослаблении веры в человеческом сообществе, повсеместном распространении потребительского отношения к жизни и окружающему миру, что, в свою очередь, приводит к торжеству секуляризма. Складывается парадоксальная ситуация — христиане, как представители религиозного большинства, все чаще становятся жертвами нетерпимости и дискриминации в Европе. Христианские церкви и общины, отдельные верующие подвергаются общественной обструкции и посмеянию.

Такое отношение к христианству было чуждо отцам-основателям современной объединенной Европы. Так, первый федеральный президент ФРГ Теодор Хойс заявлял, что Европа покоится на трех холмах — на Акрополе, который дал ей ценности свободы, философии и демократии, на Капитолии, давшем римское право и общественное устройство, и на Голгофе, то есть на христианстве¹.

Иной подход предложили в начале 2000-х годов авторы проекта Европейской Конституции, в котором было упомянуто греко-римское наследие и наследие Эпохи Просвещения, но вся двухтысячелетняя история христианства в Европе была обойдена молчанием.

Приоритетом государственной политики во многих странах Европы стала не поддержка и продвижение христианских ценностей, а защита прав различных меньшинств, прежде всего сексуальных. Со временем такая защита приобрела формы агрессивной борьбы в ущерб большинству. Одними из первых под удар попали христианская семья и брак. Будучи союзом мужчины и женщины, призванным к совершенствованию супругов во взаимной любви друг к другу, рождению и воспитанию детей, христианский брак столкнулся с агрессивным наступлением однополых сожительств.

В результате в настоящее время гомосексуальные союзы легализованы в восьми странах Европейского Союза — Бельгии, Дании, Франции, Люксембурге, Нидерландах, Испании, Швеции и Великобритании. Миллионные акции протеста, проходившие в Париже в 2013 году против легализации однополых партнерств, не были приняты во внимание политиками. Люди несли плакаты «Любить друг друга и давать жизнь», «Семья священна», «Папа и мама — то, что нужно ребенку». В ряде случаев мирные демонстрации разгонялись полицией с применением слезоточивого газа и водометов.

В одном русле с такой непропорциональной реакцией французских властей находятся слова Президента Соединенных Штатов Америки Б. Обамы. Сразу после завершения визита Папы Франциска в США в 2015 году глава американского государства заявил, что права гомосексуалистов важнее религиозной свободы².

Факты вандализма, осквернения, грабежа и поджогов христианских храмов, разрушения священных изображений, крестов, оскорблений и нападений на священнослужителей и верующих в Европе исчисляются десятками и сотнями. Многие из них совершены иммигрантами из стран Ближнего Востока и Африки, но некоторая часть актов вандализма — дело рук этнических европейцев.

В разговоре о нарушениях религиозной свободы и прав верующих нельзя обойти стороной Украину. В этой стране каноническая Украинская Православная Церковь подвергается регулярным нападкам различных радикальных группировок, которые поддерживаются как на местном, так и на государственном уровне. За 2014-2016 годы в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Львовской, Черновицкой, Хмельницкой, Житомирской, Черкасской, Херсонской и Луганской областях было захвачено 40 храмов Украинской Церкви. Организаторы таких беззаконий устраивают фиктивный «референдум» жителей населенного пункта, в ходе которого решается вопрос о переходе общины, как правило, в раскольническую структуру. При этом прихожане храма в такой процедуре оказываются в меньшинстве, а судьба молитвенного здания находится в руках чаще всего малорелигиозных, а то и вообще неверующих людей.

Один из наиболее вопиющих случаев в 2015-2016 годах — конфликт вокруг Успенского храма в селе Птичья Ровенской области. Так называемыми «активистами» со стороны раскольничьей группировки, именующей себя «Киевским патриархатом», были предприняты неоднократные попытки захвата сельского храма вопреки судебным решениям четырех инстанций. Имели место многочисленные факты нанесения телесных повреждений духовенству и верующим с использованием травматического оружия, неоднократное блокирование верующих в принадлежащем им храме без доступа к пище, питью и медикаментам.

Большую обеспокоенность вызывают законодательные инициативы, продвигаемые в Верховной Раде Украины. В их числе законопроект, направленный на легализацию рейдерских захватов храмов, а также дискриминационные инициативы, имеющие целью поставить Украинскую Православную Церковь в более зависимое положение от государства по сравнению с другими христианскими общинами страны, и даже лишить ее исторического названия. Принятие подобных новаций угрожает окончательно сформировать поле масштабного межконфессионального конфликта на Украине.

На этом фоне вызывает недоумение и боль враждебная по отношению к Православной Церкви риторика руководства украинских греко-католиков. С крайним раздражением была воспринята в Украинской Греко-Католической Церкви встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла. По поводу их совместного заявления глава УГКЦ архиепископ Святослав Шевчук сказал: «Мы пережили не одно подобное заявление, переживем и это».

Когда в июле 2016 года православные верующие из разных городов шли крестным ходом к Киеву, чтобы вместе встретить день памяти святого князя Владимира, архиепископ Святослав заявил, что Всеукраинский крестный ход — это политическая пророссийская акция. Глава УГКЦ сравнил крестный ход с «живым щитом из гражданских лиц» и предупредил, что «если из среды участников этого крестного хода будут исходить антиукраинские лозунги и провокации, это станет концом Московского Патриархата на Украине». Не остановился архиепископ и перед утверждением, что среди духовенства Московского Патриархата «очень много фактов поведения, не совместимых со званием гражданина Украины, и Служба безопасности Украины должна ими заняться».

По поводу данных высказываний Отдел внешних церковных связей был вынужден сделать публичное заявление, в котором подчеркнул: «Эти высказывания главы УГКЦ, недостойные не только архиепископа, но и вообще христианина, направленные на разжигание межконфессиональной розни, выдержанные в жанре политического доноса, не могут не вызывать возмущения и омерзения в сердцах православных верующих. Уния, насаждавшаяся огнем и мечом на протяжении многих столетий, и сегодня демонстрирует свою враждебность по отношению к Православию. Вновь и вновь, вопреки договоренностям, достигаемым ценой больших усилий на высоком уровне между Православной и Католической Церквами, уния напоминает о себе как силе, сеющей вражду и ненависть, систематически и последовательно препятствующей примирению между Востоком и Западом».

Вот почему мы считаем, что обсуждение темы унии, начатое, но не завершенное в ходе богословского диалога между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью, должно быть продолжено и доведено до своего логического завершения.

В условиях современных беспрецедентных вызовов и угроз христианству нашим церквам необходимо солидаризироваться в противостоянии им, совместно действовать как в информационном поле, в области юридической поддержки, так и в продвижении общехристианских ценностей в общественной среде и на международном уровне. Необходимо подумать о разработке учебных программ в наших церковных образовательных учреждениях по подготовке специалистов в области правовой защиты христиан, развивать сотрудничество церковных правозащитных организаций и мониторинговых центров, наладить обмен опытом между церквами в сфере противодействия агрессивному секуляризму.

Слова Господа нашего Иисуса Христа вселяют надежду, что наши труды не останутся бесплодными «…В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33).

Дискриминация в церкви

Дискриминация, как духовная традиция православной церкви

Как-то мы популярно отвечали на вопрос о том, почему в Российской Империи не было атеистов.
Но это атеисты – святое ж дело.

Однако почему-то РПЦ никогда не вспоминает о том, что ей было глубоко фиолетово бесправное положение сотен тысяч людей: иноверцы были или вообще лишены почти всех прав, или сильно в них ограничены (некрасиво и не по-христиански, конечно, зато патриотично).

Большинству иноверцев запрещалось открыто исповедовать свою настоящую религию, а духовенству не разрешалось отправлять для них никаких треб. Рождения, браки и смерти этой части населения большей частью оставались не записанными в метрические книги, они не имели законной семьи и лишались твердых имущественных прав.

Раскольники были ограничены в поступлении в юнкерские и военные училища и в производстве их в офицерские чины. Молоканы и духоборы были ограничены в наградах за храбрость нижних чинов (. ) и т.д., и т.п.

Причем, если вы думаете, что это касалось единиц-меньшинств, то глубоко ошибаетесь. Речь идет о десятках, а то и сотнях тысяч людей, если не больше.

Откуда цифирь?
Ну ясное дело, не из учебников по атеизму – им верить нельзя.

Подробный список официальных лишенцев – а попросту людей вне закона – дал в январе-марте 1905 г. Комитет министров Российской империи. Проблема была настолько вопиющей, что даже правоверный Николай II высочайше указал:

« подвегнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от сего принять ныне же в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого, прямо в законе не установленного, стеснения ».

А к таким лицам относились:

— прибалтийские латыши, насильственно присоединеннные к православию, а затем «отпавшие» в протестантизм;
— униаты, «упорствующие в католицизме» в губерниях Северо-Западного края и Царства Польского;
— крещеные татары Приволжских губерний, «отпавшие в магометанство»;
— раскольники и сектанты, отпавшие от православия, но официально числящиеся православными;
— дети от смешанных браков.

Лень сейчас лезть в статистические сборники, но цифра бесправных получится огромная.
Как комитетские православные пытались (правда, безуспешно) решить этот вопрос, можно подробнее посмотреть здесь.

Это я, собственно, к чему?
К тому, что ну хватит уже удивляться стремлению РПЦ к монополизации.
Это и не стремление даже совсем. Это как раз одна из тех самых исконных, бережно хранимых церковью традиций, о которых так любит нам рассказывать православная общественность. Живучее этой традиции, пожалуй, только жадность (порой анекдотичная), но это общечеловеческий порок.

Существует ли в Церкви дискриминация по полу?

Ответы пастырей

Женское равноправие – модная тема, которая с особым размахом начинает обсуждаться накануне Международного дня солидарности трудящихся женщин – так на самом деле называется «праздник», отмечаемый 8 марта. «Нарушение прав женщин» видят и в Православной Церкви. Как же, ведь православная христианка не может быть священником (извините, священницей), ей закрыт вход в алтарь, в браке она подчинена мужу… Да уж, действительно дискриминация. А так ли это? Есть ли в Православной Церкви дискриминация по полу? Какова роль женщины в Церкви? И что сказать неправославным и неверующим по поводу женского священства? На эти вопросы мы попросили ответить пастырей Русской Православной Церкви.

«У мужчины и женщины различающиеся назначения в жизни»

У мужчины и у женщины немного различающиеся назначения в жизни. Так, мужчина не может быть матерью. Матерью может быть только женщина. Но женщина не может быть священником – им может быть только мужчина. Говорит ли это о дискриминации? Нет. Это говорит о разном замысле Творца в отношении мужчины и женщины. Но любой человек – и мужчина, и женщина – призван к достижению высшего совершенства, для человека возможного. И в Царстве Небесном, среди не только святых людей, но и высших горних чинов, пребывает Божия Матерь – Женщина по рождению и по естеству, – и Она выше всех.

В монашестве нет принципиального отличия в подвиге мужчины и женщины. Особенно если вспомнить, что большая часть монахов-мужчин в древности не имела священного сана, даже игумены монастырей. И когда игумен Савва был возведен в иерейский сан – это было так необычно, что он навсегда стал именоваться «Саввой Освященным», в отличие от многих других игуменов, не получивших священного сана.

А печение просфор, умение искусно пошить облачения и пелены, петь на клиросе и управлять хором, читать на службе и множество других трудов в устроении церковного совершения богослужения, включая возможность в старости, получив благословение архиерея, даже входить в алтарь и подавать кадило священнику!

Поэтому роль женщины в Церкви многообразна и многополезна, только при условии соблюдения сокрушения сердечного, послушания священнику и решительного отрицания природного желания властвовать и распоряжаться всеми и во всем.

Когда говорят о дискриминации, то вопрос сводится к тому, что у нас нет женского священства. Да, женского священства нет и не будет, потому что для Православия священство – это не род административного служения и личного жизненного призвания, но соотнесение этого служения с первосвященством Господа Иисуса Христа. А второе Лицо Святой Троицы – Бог Слово – воплотился, по неизвестной нам причине, но известной совету Пресвятой Троицы, как Бог Сын. Это данность, из которой Церковь Православная всегда исходила, исходит и будет исходить.

«И мужчина, и женщина – Божии творения»

– Жены-мироносицы, апостолы апостолов, по выражению Иоанна Богослова, – что же выше?!

Апостол Павел говорит: «Женщина да не учит», но он же сказал, что примером своей жизни, образом благочестия, благородным обликом она сделает то, что не под силу слову.

Кто выше? – Тот, кто достигает цели. Какая еще дискриминация?

«Равенства в принципе быть не может, и это не дискриминация»

Сколько феминистки и борцы за права женщин усилий приложили, добиваясь равноправия, но достигли не очень больших результатов. Почему? Потому что в любой стране у мужчины и женщины совершенно разные права и обязанности. В нашей стране, например, более ста лет пытаются бороться за равные права мужчин и женщин. И что же? Можно по пунктам перечислить, что никакого равенства и равноправия у нас нет. И это не воспринимается как дискриминация, это – данность, причем совершенно нормальная.

Итак, по пунктам.

Первое: у мужчин и женщин в России разный возраст выхода на пенсию: женщины выходят на пенсию гораздо раньше мужчин.

Второе: в России конституционно определена всеобщая воинская обязанность – но на женщин она не распространяется: женщины в армии служить не обязаны.

Третье: в случае развода дети почти всегда остаются с матерью, исключения редки. Только когда мать, например, алкоголичка или наркоманка, ребенок остается с отцом. А некоторые мужчины после развода хотели бы воспитывать своих детей, годами добиваются этого через суд; бывает, что в отчаянии пытаются выкрасть детей у бывшей супруги. Но наше государство почти всегда на стороне матери.

Четвертое: в большинстве видов спорта мужчины и женщины соревнуются отдельно. Мужчины и женщины не боксируют, не борются друг с другом, штангу они вместе не поднимают, в футбол они вместе не играют, в шахматах они соревнуются отдельно… И так почти во всех видах спорта.

Ставится вопрос о дискриминации женщин, но если на все вышеназванные ситуации посмотреть глазами мужчины, то можно скорее увидеть дискриминацию мужчин. Но никакого ущемления чьих бы то ни было прав тут нет. Просто у каждого пола свои функции. Функции прекрасные, замечательные.

И пятый пункт касается непосредственно женщин: во всем мире почти 99 процентов руководителей фирм, заводов, нефтяных компаний, банков, всевозможных предприятий – словом, руководителей всех уровней – от директора фабрики до главы государства – это не женщины, а мужчины. И очень незначительный процент – это женщины. Во всех странах, даже в супердемократических и суперфеминистических. Это можно счесть дискриминацией, но… кто же женщинам в странах с развитой демократией, где к женщинам и их правам очень трепетно относятся, мешает занимать руководящие посты? Почему пропорция такая: больше 90% руководителей – мужчины, остальные – женщины, а не наоборот?

Потому что мужчина от природы – глава, лидер, руководитель. Он Богом таким создан. У женщины иная роль, иные приоритеты: сначала – семья, дети; потом – всё остальное.

Теперь о роли женщины в Церкви. Роль у нее совершенно прекрасная – с первых веков христианства. Это диакония – социальное служение, помощь нуждающимся, бедным; это и «тыловая» часть, когда женщины служили апостолам, христианским общинам своим умением, искусством. В церковном искусстве женщины очень преуспели, да и в пении, в рукоделии – в чем угодно.

Равноапостольная Нина, другие равноапостольные жены просветили целые страны!

Апостол говорит: «Женщина в церкви да молчит» (ср.: 1 Кор. 14: 34). О чем тут речь? – О проповеди в храме. Но никто и никогда не запрещал женщинам проповедовать, катехизировать, просвещать. В воскресных школах, в подготовке к крещению на наших приходах в основном женщины трудятся. Можно и миссионерской работой заниматься. Равноапостольная Нина, другие равноапостольные жены просветили целые страны!

Вопрос о кажущейся «дискриминации» – это вопрос о женском священстве. Об этом надо отдельно и много говорить. Тут скажу только вот о чем. Есть сферы жизни, в которых видеть женщину абсурдно. Женщина может стать офицером. Но я ни разу не видел, хотя с военными много общаюсь, женщину-генерала или маршала. Не тылового, сидящего в Генштабе, а генерала боевого, в «горячих точках». Не видел! Женщина-военачальник, участвующая в боях – не как медсестра или врач, а как полководец… Или женщина-дальнобойщик, женщина-лесоруб… Юридически это возможно, и, конечно, всякое в жизни случается, но – зачем?

Священник – это образ Самого Христа в Церкви. Разве Христос – женщина? И этим все сказано.

Стоит напомнить, что именно христианство освободило женщину, возвело на невиданный до того времени уровень. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, Господь сказал Адаму: «Проклята земля от твоих дел», а Еве: – «Муж будет господствовать над тобою» – потому что жена злоупотребила своей свободой. Но это было сказано до пришествия Христа. А с пришествием Христа началась новая эра. История всего дохристианского мира, особенно Востока, – униженное, рабское положение женщины. Там к женщине относились чуть-чуть получше, чем к домашней скотине. Христианство по-иному относится к женщине. Апостол Петр говорит: «Оказывай жене честь как сонаследнице благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3: 7).

Христианство освободило женщину. И нынешнее положение женщины – это, можно сказать, итог того уважительного отношения, которое пошло из христианства.

У каждого пола свои права и свои обязанности, и это совершенно нормально. И даже самое светское государство не может женщину полностью уравнять в правах с мужчиной. Это просто невозможно.

«Святость в равной степени дарована и мужчине, и женщине»

А обязанности перед Богом по исполнению заповедей и Евангелия одинаковые. Перед Богом мужчины и женщины равны, как об этом пишет апостол Павел: во Христе нет разницы между мужским полом и женским, как нет разницы между национальностью, между социальным положением, – но всё Христос. Спасение в равной степени даровано и мужчине, и женщине, святость в равной степени дарована и мужчине, и женщине.

Замечательно, что в служении мирянском – в служении милосердия, в служении материнства – женщины дадут мужчинам большую-большую фору. Как и в служении мироносническом. Это один из любимых пасхальных праздников – день жен-мироносиц. И в этом огромный залог и огромный потенциал женского служения Богу.

Дискриминацией может казаться отсутствие в Православной Церкви женского священства. Но это не должно восприниматься как дискриминация, потому как тогда дискриминацией должно восприниматься и то, что мужчина не может родить, а женщина может. Потому как священническое служение – это отеческое служение. У женщин своя возможность служить Богу и людям. А у мужчин есть другая возможность служения, которой лишены женщины. Эти разные служения дополняют друг друга в нашем стремлении к спасению.

Мы можем говорить о разности, о неодинаковости, о том, что Бог делает вообще нас разными в смысле природном – мужчин и женщин, чтобы мы друг другу служили и друг друга восполняли. Но никак не о дискриминации.

«Иерархия – не дискриминация, а залог гармонии»

В Церкви существует иерархия – небесная и земная, а на иерархии вообще держится всё. Иерархия такая: Бог – мужчина – женщина. Причем в том, что женщина находится на месте после Бога и мужчины, нет ничего дискриминирующего. В иерархии все занимают свое место служения, которое почетно и возвращает достоинство человеческое, и женское достоинство здесь не умаляется.

У женщин в Церкви есть свое служение, которое не может выполнять мужчина, и наоборот, соответственно. Женщина – помощница мужчины, и в этом нет никакой дискриминации, потому что без помощника не может выжить тот, кому помогают. Они поэтому равны на самом деле: помощница-женщина равна мужчине по своему достоинству, данному Богом. А иерархия существует для того, чтобы всё выполнялось в гармонии и благообразии.

Дискриминация в церкви

Создано 30.04.2012 17:58

ВОПРОС:

Как я понимаю, в Евангелии священниками становятся только мужчины потому, что на Тайной Вечере присутствовали только апостолы. А женщины имели привилегию увидеть воскресшего Господа и возвестить о Его победе над смертью и грехом…

В ту эпоху женщины считались не очень достоверными свидетелями, да и вообще считались почти что пустым местом… А апостолы испугались, были разочарованы после смерти Иисуса. Получается, что именно женщинам вверена миссия провозглашать Благую Весть, и это ведь немало! А церковная иерархия составлена вся из мужчин, Папу выбирают мужчины, сам Папа – мужчина… Я понимаю, что у мужчины и женщины – разные миссии, но известно, что в Церкви господствуют мужчины! Поймите меня правильно, я не согласен с теми, кто обвиняет Церковь в маскилизме – ведь в христианстве большое место занимают женщины-святые. Но все-таки женщины никогда не встанут у руля Церкви. А Папа говорил, что женщинам в Церкви нужно оставить больше места. Как же это будет реализовано?

По поводу того, что Иисус выбрал только апостолов-мужчин, и что женщины никогда не встанут у руля Церкви, — да, это так. Но что удивляет – и даже кажется несправедливым – это на самом деле другая реальность: подлинное величие человека внутри Церкви, величие перед Богом и величие, которое будет длиться вечно. Святой Павел говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». (Гал 3,27-28). Истинное величие человека заключается не в том, что он делает, а в том, кем он является. И для христианина это величие состоит в том, что он един с Иисусом Христом, участвуя в самой Божественной жизни. Иными словами, истинное величие человека следует измерять благодатью и святостью.

Если смотреть на вещи через эту призму – призму веры, — то мы поймем, что такое настоящее первенство. Дева Мария, женщина, обладает этим первенством совершенно неповторимым образом. Было бы поистине дискриминацией, если бы в Церкви женщины не могли быть святыми. Но это не так. А то, что женщина не может войти в иерархию, напоминает нам, что величие в этом мире ничего не значит в глазах Божиих.

Святая Тереза Младенца Иисуса сделалась малой, поступила в монастырь, скрылась от глаз сего мира и прожила всего двадцать четыре года. А тех, кто пришел на ее похороны, можно было пересчитать по пальцам. Ее смерть также не была заметной для мира. Но перед Богом и в вечности святая Тереза из Лизье – гигант. И наоборот: как рассказывала святая Тереза Авильская, она видела многочисленные пышные похороны, устроенные для людей, которые, как ей было открыто в видениях, уже находились в руках демонов и были обречены на адские муки.

Вот почему, когда кто-то начинает говорить о дискриминации женщин внутри Церкви, мы можем напомнить нашему собеседнику: никакой пользы не принесет покорение целого мира и его власти, если потеряешь душу.

Бог устроил все вещи во благо. Кажущаяся дискриминация перед миром – это постоянное напоминание: истинное величие – не в том, что блестит в глазах этого мира.

Как же реализовать призыв Папы – предоставить женщинам больше места в Церкви? Женщины обладают большими дарованиями, и прежде всего они касаются способности порождать жизнь, причем во всех смыслах – всякую форму жизни. Достаточно подумать о сфере воспитания, образования, социального служения, об организационных способностях женщин и так далее. Сегодня женщины могут получать богословское образование и внести значимый вклад в богословскую науку, в катехизацию, в дело евангелизации. Могут даже делать курсовые работы по английскому языку. Сегодня мы не можем сказать, как будет выглядеть роль женщины в Церкви через сто лет. Но, несомненно, Церковь будет иметь в своем распоряжении образованных, подготовленных женщин. Остальное – в руках Бога. И, конечно, не надо забывать, что женщины за две тысячи лет внесли ценнейший вклад в жизнь Церкви: это и святые матери семейства, и посвященные Богу девы, ведущие активную апостольскую или созерцательную жизнь, это подвижницы милосердия и помощи детям – сиротам, больным и престарелым…

Можно с уверенностью утверждать, что история христианской любви в значительной мере написана именно женщинами.

Это интересно:

  • Бесплатные услуги юристов иркутск Бесплатная юридическая консультация в Иркутске все юридические фирмы Иркутска В процессе заявление это отражение качеств заявителя. Начальник невольно начинает иметь эмоции о заявителе, что вложил собственные причины, изучая […]
  • Статью 1226 коап Статья 12.26. Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения 1. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного […]
  • Попал в дтп лишенный прав что делать Последствия ДТП без прав Управление транспортным средством без водительского удостоверения запрещено, за исключением ряда случаев, предусмотренных законодательством. Вождение без прав может стать причиной крупного штрафа. Однако […]
  • Могу ли подать в суд за оскорбление Как подать в суд за оскорбление личности? Содержание Тема возмездия за оскорбление была актуальна во все времена, поскольку уровень культуры разных слоев общества значительно различался. Однако, не всегда данные деяния карались […]
  • Переход права собственности на долю Переход права собственности на долю Коллеги, вот назрел у меня хитрый вопрос. С какого момента возникает право собственности на долю в ООО? Согласно ст. ст.163, 223 ч.2 право собственности на недвижимое имущество возникает с […]
  • Новые права для мопедов Категория «М» потребуется не всем Итак, с 5 ноября, чтобы легально находиться за рулем 50-кубового мопеда нужны «права» с открытой в них категорией «М». Ежели в вашем водительском удостоверении открыта любая другая […]
  • Ст 158 ч1 ук рф комментарии Ст.158 ч.1 УК РФ: комментарии Итак, сегодня нас будет интересовать вопрос, касающийся краж. Ни для кого не секрет, что это уголовное преступление. И оно наказывается по закону. Указываются соответствующие наказания в ст. 158 ч. […]
  • Земля для многодетных ижс Земля многодетным Земля многодетным Нормативные правовые акты по вопросам предоставления земельных участков многодетным семьям Уважаемые посетители! Документы до 2016 года размещены в архиве сайта по адресу […]