Ч11 ст 30 фз 44-фз

Содержание страницы:

Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В учреждении запланировано небольшое количество аукционов, все процедуры, отыгранные у субъектов малого предпринимательства, заключены по п. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (единственная заявка). Аукционы признаны несостоявшимися, так как во всех случаях поданы единственные заявки, впоследствии признанные соответствующими требованиям документации об аукционе. Контракты с участниками, подавшими эти заявки, заключены на основании п. 25 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Будет ли нарушением законодательства, если в учреждении не будут заключены контракты в объеме 15% совокупного годового объема закупок по состоявшимся процедурам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанные закупки не должны учитываться при определении объема закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме меньшем, чем установлено ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Однозначно ответить на вопрос, может ли должностное лицо заказчика быть освобождено от ответственности в связи с указанными в вопросе обстоятельствами, не представляется возможным.

Обоснование вывода:
В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 44-ФЗ). Согласно п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ, если участник, подавший единственную заявку, и сама заявка признаны соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об аукционе, с таким участником заключается контракт в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 данного Закона в порядке, установленном ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Каких-либо исключений для аукционов, проводимых в соответствии с требованиями ст. 30 Закона N 44-ФЗ, данная норма не предусматривает, поэтому заказчик в таком случае вправе заключить контракт с единственным участником из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СМП и СОНО) на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 55 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письмо Минэкономразвития России от 12.01.2015 N Д28и-12)*(1). Такая закупка, в силу п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не включается в расчет совокупного годового объема закупок, 15% от которого должны осуществляться у СМП и СОНО. При этом закупка у СМП и СОНО, осуществленная способом, не предусмотренным ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не является закупкой среди СМП и СОНО в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ, даже если по результатам закупки контракт был заключен с СМП или СОНО (п. 45 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Осуществление заказчиком закупок у СМП (СОНО) в меньшем объеме, чем установлено Законом N 44-ФЗ, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ (смотрите тему 4 Обзора ФАС России за декабрь 2015 г., тему 3 Обзора ФАС России за ноябрь 2015 г.). Мы не можем исключить, что приведенные в вопросе обстоятельства при решении вопроса о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в связи с несоблюдением предусмотренного ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ объема закупок у СМП и СОНО будут учтены как, например, смягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ) либо свидетельствующие об отсутствии вины должностного лица (смотрите, например, постановление УФАС по Республике Мордовия от 25.06.2015 N 266). Однако в рамках этой консультации оценить перспективу наступления неблагоприятных последствий в приведенной ситуации мы не можем.
В заключение отметим, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, определенных Законом N 44-ФЗ. Вопросы же, связанные с привлечением к административной ответственности (в том числе за нарушение законодательства о контрактной системе), из сферы консультирования исключаются. Гарантировать систематическое предоставление консультаций по аналогичным вопросам мы не можем, такая возможность определяется индивидуально в каждом конкретном случае, в том числе с учетом текущей нагрузки экспертов, сложности заданных вопросов и предполагаемого объема ответа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Смотрите также: Вопрос: Заказчик опубликовал извещение о проведении электронного аукциона. По окончании срока подачи заявок были поданы две заявки. После аукциона оператором были направлены вторые части заявок. Одна вторая часть заявки была отклонена. Были осуществлены действия в соответствии с п. 25 части 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ. После обращения в контролирующий орган было получено письмо, где рекомендовано использовать часть 4 ст. 30 Закона 44-ФЗ. Согласование с контрольным органом не предусмотрено. В связи с вышеизложенным обращение не может быть рассмотрено. Ссылаясь на вышеуказанное письмо, пришлось отменить закупку. Правомерен ли был такой ответ контрольного органа? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2014 г.).

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках

Прокуратура области разъясняет особенности участия субъектов малого предпринимательства в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд субъектам малого предпринимательства установлен ряд льгот.

Особенности их участия установлены ст. 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

В частности, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.

Закупки проводятся путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Вышеназванная статья закона определяет исключения из общих правил.

Так, закупки, осуществленные для обеспечения обороны страны и безопасности государства, услуг по предоставлению кредитов, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), работ в области использования атомной энергии, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включаются в расчет совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Также не все организации обладают преимуществами при осуществлении закупок. Действие ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ не распространяется на социально ориентированные общественные организации, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Кроме того, общественные организация должна осуществлять в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Если в извещениях об осуществлении закупок устанавливаются ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в заявках они должны декларировать свою принадлежность к указанной категории лиц.

По результатам таких закупок заключаются контракты с обязательным условием об оплате заказчиком поставленного товара, выполненных работ (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

По итогам работы за год заказчики должны составлять отчеты об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Порядок подготовки отчета, его размещение в единой информационной системе, форма отчета определены постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238.

В случае проведения закупки путем конкурсов и аукционов размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта (часть 15 статьи 44 Федерального закона № 44-ФЗ).

Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.

Статья 30 44-ФЗ — Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Энциклопедия решений. Участие в закупках по Закону N 44-ФЗ субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

Участие в закупках по Закону N 44-ФЗ субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

Статьей 30 Закона N 44-ФЗ установлены особенности участия в закупках следующих категорий субъектов:

— социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением тех, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования) (далее — СОНО), осуществляющих в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ч. 2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

— субъектов малого предпринимательства (далее — СМП), то есть внесенных в единый государственный реестр юридических лиц потребительских кооперативов и коммерческих организаций (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, соответствующих критериям, установленным в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Преимущества для этих участников закупки выражаются в том, что заказчик обязан осуществлять часть закупок в объеме, не ниже установленного данной статьей, именно у СМП и СОНО. Причем такие преимущества предоставляются СМП и СОНО одновременно, а не раздельно для каждой категории субъектов, поскольку ст. 30 Закона N 44-ФЗ такого разделения не предусматривает (см. также разъяснения по вопросу 1 в письме Минэкономразвития России от 08.11.2013 N Д28и-2183).

Минимальный объем закупок , которые заказчик обязан осуществлять у СМП и СОНО (далее — доля закупок у СМП, СОНО), составляет 15% совокупного годового объема закупок (далее — СГОЗ), рассчитанного по общим правилам (см. п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), но с учетом перечисленных ниже особенностей.

Во-первых, в силу ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ в расчет СГОЗ для целей этой статьи не включаются закупки:

— для обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

— услуг по предоставлению кредитов (п. 2 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

— у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

— работ в области использования атомной энергии (п. 4 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

— при осуществлении которых применяются закрытые способы определения контрагента (п. 5 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

Во-вторых, в соответствии с ч. 30 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в расчет СГОЗ для целей ст. 30 Закона N 44-ФЗ не включаются закупки, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ.

Если необходимый объем закупок у СМП и СОНО, рассчитанный с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Закона, составляет ноль рублей, то заказчик не обязан осуществлять закупки у СМП и СОНО (см. также разъяснения по вопросам 1, 2, 6 в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2719, от 31.12.2014 N Д28и-2891, от 11.03.2015 N Д28и-643, от 20.07.2015 N Д28и-2096, от 17.09.2015 N Д28и-2812).

Обеспечение преимущественного участия в закупке СМП и СОНО предусмотрено двумя способами, названными в ч.ч. 1 и 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ:

1. Осуществление закупок, в которых начальная (максимальная) цена контракта не превышает 20 миллионов рублей, исключительно , в «закрытом режиме», среди СМП и СОНО (см. письма Минэкономразвития России от 06.03.2015 N Д28и-556, от 10.02.2015 N Д28и-146) конкурентными способами, а именно:

— конкурсов с ограниченным участием,

Заметим, что хотя закупки, указанные в п.п. 1, 4 и 5 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не включаются в объем СГОЗ, из которого рассчитывается доля закупок у СМП, СОНО, заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в этих пунктах, у СМП и СОНО в «закрытом режиме», предусмотренном ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В этих случаях объем таких закупок учитывается в доле закупок у СМП, СОНО (ч. 1.2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

2. Установление в извещении об осуществлении закупки требования к контрагенту, не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНО (ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Данное условие включается также в контракт, заключаемый по итогам закупки, извещение о которой содержало это условие (ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). При этом в долю закупок у СМП, СОНО включается только объем привлечения к исполнению контракта СМП, СОНО, установленный в виде процента от цены контракта (ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

При этом требование о том, что начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей, установленное в отношении закупок исключительно среди СМП, СОНО в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, к контрактам, заключаемым в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ не применяется (см. также письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2740).

Какого-либо перечня товаров, работ, услуг, которые должны закупаться у СМП, СОНО, не установлено. То есть приобретаться в порядке, установленном ст. 30 Закона N 44-ФЗ, у СМП, СОНО могут любые товары, работы, услуги, главное — чтобы доля закупок была не менее установленной законом (см. также письма Минэкономразвития России от 15.01.2015 N Д28и-79, от 23.12.2014 N Д28и-2785).

Закупка у СМП или СОНО, осуществленная любым другим способом, не является закупкой среди СМП и СОНО в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ , даже если по результатам закупки контракт был заключен с СМП или СОНО. В частности, такой закупкой не является закупка у СМП, СОНО как у единственного контрагента в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. также письмо Минэкономразвития России от 15.10.2015 N Д28и-3023). В эту категорию попадают и контракты, заключенные в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в результате признания закупки, которая осуществлялась среди СМП и СОНО конкурентным способом, несостоявшейся (см. п. 45 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).

Аналогично сумма цен договоров с СМП, СОНО, заключенных в целях исполнения контракта, контрагентом, для которого обязанность привлечения таких субъектов не предусмотрена извещением о закупке, не включается в долю закупки у СМП, СОНО. Такое условие не может быть внесено в контракт позже, например, дополнительным соглашением к нему (см. тему 4 Обзора практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2015)).

Вопросы, связанные с особенностями проведения закупки с предоставлением вышеописанных преимуществ СМП, СОНО, рассмотрены в отдельных материалах.

В соответствии с ч.ч. 4, 4.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить в порядке и по форме, определенным Правительством РФ, отчет об объеме закупок у СМП, СОНО и до 1 апреля года, следующего за отчетным, разместить его в единой информационной системе. Вопросы, связанные с составлением и размещением указанного отчета, рассмотрены в отдельном материале.

Следует учитывать, что за осуществление закупок у СМП, СОНО в размере менее установленного ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ предусмотрена административная ответственность (ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 793 А-РЗ/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об

административном правонарушении № 793 А-РЗ/2017

22 декабря 2017 г. г. Краснодар

Я, заместитель руководителя Краснодарского УФАС России, Литовченко Людмила Александровна, рассмотрев в отсутствие надлежаще уведомленного , в присутствии представителя (доверенность б/н от 19.12.2017 г.), протокол и материалы дела об административном правонарушении № 793 А-РЗ/2017, возбужденного в отношении п о ч. 11 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) по факту нарушения ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе),

Ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок , рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки :

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона ;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно отчету МКУ МО г. Краснодар «Горжилхоз» об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 отчетный год совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных ч. 1.1. ст. 30 Закона о контрактной системе равен 23 223, 17000 тыс. рублей, объем закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году (не менее 15 % процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе) равен 24 146, 00000 тыс. рублей.

Однако фактически 15 % процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе составляет 3 483, 4755 тыс. руб. Таким образом, в отчете указана некорректная сумма.

В нарушение указанных требований Закона о контрактной системе обьем закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 отчетный год равен 3 016, 00000 тыс. рублей.

Приказом МКУ МО г. Краснодар «Горжилхоз» № 611/4 от 28.12.2015 г. создана контрактная служба МКУ МО г. Краснодар «Горжилхоз» и утверждено положение о контрактной службе.

Согласно положению о контрактной службе МКУ МО г. Краснодар «Горжилхоз» в обязанности контрактной службы входит обеспечение осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы. Руководитель контрактной службы координирует и организует работу контрактной службы.

В соответствии с приложением № 2 к приказу МКУ МО г. Краснодар «Горжилхоз» № 611/4 от 28.12.2015 г.

Ч. 11 ст. 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, в действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП.

При рассмотрении дела об административном правонарушении обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Представителем пояснено, что основной причиной неисполнения требований ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе послужило признание несостоявшимися процедур закупок, проведенных среди СМП, СОНО. У заказчика отсутствовала возможность прогнозирования количества процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проводимых среди СМП, СОНО, которые могут быть признаны несостоявшимися, а также количество контрактов, заключенных по п. 25) ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Являясь добросовестным участником контрактной системы, стремясь выполнить возложенные Законом обязанности, заказчик не в состоянии повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при признании его несостоявшимся, так как данное обстоятельство в значительной степени зависит от воли и действия самих участников закупки. Обьем закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 отчетный год, равен 13%.

На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Исходя из характера совершенного правонарушения, несмотря на то, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, последнее само по себе не содержит существенной угрозы для общества, государства, охраняемых общественных отношений, возможно применение ст.2.9 КоАП.

В этой связи, оценив все представленные в дело материалы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь статьями 23.66, 29.9, 2.9 КоАП,

1. Производство по делу об административном правонарушении № 793 А-РЗ/2017, возбужденному в отношении по ч. 11 ст. 7.30 КоАП прекратить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

2. В соответствии со ст. 2.9 КоАП объявить за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП, устное замечание.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя управления Л.А. Литовченко

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы.

Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли. При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.

Какие организации относятся к СМП

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП. В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.

Поиск торгов для субъектов малого предпринимательства

Ежедневная рассылка подходящих закупок со всех площадок

Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:

Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.

Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.

Среднее предприятие: выручка без НДС за год — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.

К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.

Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:

сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;

сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;

сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.

Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть Реестр МСП.

Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.

Закупка у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ.

Для заказчиков, работающих согласно Закону о контрактной системе, выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:

конкурс с ограниченным участием;

При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.

Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе подрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

C 18 октября 2017 года были внесены изменения в законодательство, которые коснулись следующих моментов:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466, теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.

Расчет объема закупок 44 ФЗ

Согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, заказчик при расчете объема закупок не должен включать торги:

для обеспечения обороны и безопасности государства;

услуг по предоставлению кредита;

у единственного поставщика;

по проведению работ с использованием атомной энергии;

в которых применяются закрытые способы определения поставщиков.

При этом торги по 1, 4 и 5 пунктам из этого списка заказчик вправе осуществить с участием СМП, СОНКО и тогда они будут учитываться в объеме закупок, совершенных у субъектов малого и среднего предпринимательства и будут включены в отчет, который составляется по итогам года о заключенных контрактах.

При проведении таких тендеров, заказчик должен указать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При подаче заявки на участие участник должен декларировать свою принадлежность к указанной группе

В случае, если определение поставщика было признано несостоявшимся, то организатор вправе провести торги на общем основании, отменив ограничение по принадлежности участников к субъектам МСП. Такой заключенный контракт не будет засчитан в объем закупок, проводимых только среди СМП и СОНКО.

По итогам года каждый заказчик обязан подготовить отчет об объемах закупки у СМП, СОНКО и разместить его в ЕИС до 1 апреля следующего года. Отчет должен содержать информацию о контрактах заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и информацию о несостоявшихся закупках у данных организаций.

Санкции за нарушение объемов закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП заказчики, нарушившие требование законодательства об объеме совершенных закупок у СМП, СОНКО, несут ответственность и должны заплатить административный штраф, в размере 50 тысяч рублей, который накладывается на должностное лицо.

На практике все не так однозначно, поэтому существуют другие варианты взысканий.

Ч, 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность уменьшения суммы взыскания, с учетом наличия исключительных обстоятельств.

Также, в судебной практике ФАС уже был прецедент, когда заказчиком не было исполнено требование совершить за отчетный год закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от общего числа закупок, и при этом штраф на него не был наложен. Заказчик смог доказать, что его вины в сложившейся ситуации не было, т.к. торги были признаны не состоявшимися по независящим от него обстоятельствам.

Подводя итоги можно сказать, что законодательство РФ предусматривает санкции за неисполнение требований ст. 30 44-ФЗ, но каждый отдельный случай необходимо индивидуально, т.к. в зависимости от обстоятельств нарушения и поведения должностного лица, допустившего данное нарушение принятые меры могут сильно различаться.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ

Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» устанавливает группу компаний-заказчиков, которые в обязательном порядке должны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также правила проведения таких торгов.

Данное положение устанавливает, что объем закупок отдельных групп заказчиков у СМСП должен составлять не менее 18% от общей годовой стоимости контрактов компании, заключенных по итогам торгов. При этом договоров, заключенных по результатам торгов, в которых имеют право участвовать только СМП, должно быть не менее 15%.

Эта норма действует с 1 января 2018 года — общая стоимость контрактов, заключенных по итогам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 15% от общего объема заключенных контрактов по итогам года — Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 N 819.

В мае 2017 были добавлены изменения в закупках — Постановление Правительства от 20.05.2017 №608 устанавливает новые рамки для компаний, которые обязаны осуществлять часть объема закупок у субъектов СМП. В общих словах, во втором полугодии 2017 года в расширенный список организаций вошли гос. общества с государственным и муниципальным участие, годовые объемы которых составили менее 500 млн. руб. Также к этой категории относятся дочерние и субдочерние компании, при условии, что они сами не являются субъектами МСП.

С 1 июля 2017 года изменения коснулись:

  1. юридических лиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 ФЗ №223 и являются дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона;
  2. юридических лиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 ФЗ №223 и являются дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в абзаце выше дочерним хозяйственным обществам;
  3. хозяйственных обществ, которые указаны в ч. 2 ст. 1 ФЗ №223, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых совокупная доля участия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации превышает 50% и доля участия субъекта Российской Федерации превышает долю участия Российской Федерации, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к субъектам МСП;
  4. дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит юридическим лицам, указанным в абзаце выше, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к субъектам МСП;
  5. дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит дочерним хозяйственным обществам, указанным в предыдущем абзаце, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к субъектам МСП.

Для этих новых категорий заказчиков годовой объем закупок у субъектов МСП, в стоимостном выражении, должен быть не менее 9%, от общего объема закупок во 2 полугодии 2017 года

А совокупный годовой объем контрактов, заключенных во 2 полугодии 2017 года, с субъектами МСП, по результатам закупок осуществляемых только с субъектами МСП, должен быть не менее 5%.

Практический онлайн-курс по получению госзаказов

Изменения в 223-ФЗ с 2018 года, коснувшиеся МСП

С внесением правок в 223 Федеральный закон с июля 2018 года, в правила закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства также будут внесены изменения:

все закупки с субъектами малого и среднего предпринимательства проводятся только в электронной форме;

они могут проходить только на федеральных площадках (их список будет утвержден к концу июля 2018 года Правительством РФ);

деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;

договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется)

Изменятся и сроки публикации извещений о проведении закупки:

Конкурсы и аукционы:

при НМЦК до 30 млн. руб, то не менее 7 дней;

при НМЦК более 30 млн руб, то за 15 дней.

Запрос предложений — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.).

Запрос котировок — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.).

План закупок у субъектов МСП

Заказчики, которые входят в категорию согласно ПП №1352, должны рассчитать общий объем торгов среди СМСП, затем они должны утвердить перечень товаров и разместить его в ЕИС. Если это действие не будет реализовано, то закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ не смогут быть осуществлены.

В плане закупок с 2016 заказчик должен в отдельных разделах отразить и утвердить товары, работы или услуги, которые он будет приобретать путем проведения торгов только среди СМСП. Участники таких тендеров в заявке должны декларировать свою принадлежность к СМП, на данный момент форма унифицирована и одинакова для всех.

Начальная максимальная цена закупки, проводимой только среди участников малого и среднего предпринимательства не должна превышать 400 млн. руб.

Также, определенная группа заказчиков, утвержденная распоряжением Правительства N 475-р, должна осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной техники у субъектов малого предпринимательства.

Согласно ст. 5.1 223-ФЗ в отношении отдельных категорий заказчиков проводится контроль и мониторинг соответствия планов закупки и годовых отчетов требованиям законодательства РФ о закупках у субъектов МСП. Оценка соответствия осуществляется в рамках проверки проекта плана закупки товаров, работ или услуг, проекта плана закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и проектов внесения изменений в такие планы, до утверждения этих планов.

Мониторинг проводится уже по утвержденным заказчиком планам закупок и внесенных в них изменениям.

По результатам проверки и мониторинга выдается заключение о соответствии или несоответствии проверяемых документов требованиям законодательства РФ. При выявлении нарушений, заказчику необходимо их устранить или разместить в ЕИС протокол разногласий к этому уведомлению. В противном случае, реализация плана закупок этой организации может быть приостановлена антимонопольным органом.

Отчет по закупкам у субъектов МСП

По итогам месяца каждый заказчик должен составлять отчет, в котором будет содержаться информация о его закупках у субъектов МСП, и не позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать его в ЕИС. (п. 4, ч. 19, ст. 223-ФЗ)

До 1 февраля следующего за отчетным года, заказчик должен опубликовать в ЕИС ежегодный отчет по установленной форме, с информацией о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Важно: в том случае, если заказчик не осуществил положенный объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в течении календарного года, либо разместил отчет с неверными данными или не разместил его вовсе в единой информационной системе, — то на такую организацию накладываются соответствующие санкции, а именно — она лишается привилегий закупок по 223-ФЗ и с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, обязана будет проводить торги только в рамках 44-ФЗ.

Что касается сдачи отчетности компаниями, работающими по 223-ФЗ, но не обязанными проводить закупки у СМП, то эти компании также подают ежемесячные отчеты о количестве договоров подписанных с СМП, в которых указывают количество таких контрактов, в случае их отсутствия просто прописывают значение 0. При этом, организации, не попадающие под Постановление Правительства №1352 не имеют право указывать в документации ограничение на участие в торгах только субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. это уже будет считаться ограничением конкуренции.

Годовой отчет о закупках у СМСП предприятия с выручкой менее 2 млрд. руб. публиковать не должны, даже если такие тендеры проводились.

Поставщикам, относящимся к субъектам МСП

О преимуществах участия в торгах, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства расскажет специалист нашей компании в видео ниже:

Данный фрагмент видео взят из обучающего курса Госзаказ — блок Госзакупки для малого и среднего бизнеса. Мы научим Вас всем нюансам государственных закупок для успешного участия и получения контрактов.

Для всех субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы мы предлагаем льготные условия кредитования на торговых площадках. Подробности об условиях и ставках Вы можете узнать в данном разделе.

©ООО МКК «РусТендер»

Это интересно:

  • Ст 27 28 упк рф Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Калиновский К. Б., Смирнов А. В. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации Постатейный. / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 2-е изд., доп. и перераб. […]
  • Сургут продажа подержанных автомобилей Автосалоны «Автомир» Основанная в 1993 году группа компаний «Автомир» сейчас является одним из самых крупных официальных автодилеров России. В дилерских центрах представлены в наличии автомобили 18 брендов. Автомир объединяет 46 […]
  • Могу ли я оформить квартиру на несовершеннолетнего ребенка Можно ли оформить покупаемую квартиру на несовершеннолетнего ребенка? Часто люди задаются вопросом, как обеспечить ребенка жильем на будущее и какой из способов самый удачный. Когда и как не достигший совершеннолетия владелец […]
  • Откуда деньги у свидетелей иегова Откуда деньги у свидетелей иегова Тема: #69281 15.01.07 10:06 Просмотров: 17292 [69 ] Вопрос к знающим людям: откуда у Свидетелей Иеговы деньги? По всем признакам видно, что организация не бедствует. Однако знакомая, которая […]
  • Коллективный договор одесской жд Коллективный договор одесской железной дороги на 2011-2015 годы: музон рекорда 2014 Составлен новый коллективный договор Одесской железной дороги на 2011-2015 годы. В первом полугодии 2011 году на полигоне Северной железной […]
  • Свидетельство о наличии собственности Получение справки с БТИ о наличии собственности При заключении сделок с недвижимостью нельзя обойтись без такого документа, как справка с БТИ о наличии собственности. Занимается выдачей этого документа бюро технической […]
  • Заявление на возврат ндфл на обучение ребенка Как не переплачивать за образование? Советы по оформлению заявления на возврат НДФЛ в связи с расходами на обучение Многие, кто сталкивался с платным образованием, слышали или задумывались о возможности возврата налога в связи […]
  • Вид на жительство в россии сроки получения Получаем ВНЖ в России своевременно Поднимая вопрос о получении РВП, оформления вида на жительство или любого вопроса о гражданстве Российской Федерации нельзя не упоминать сроки оформления этих документов. На каждом форуме, […]