Административные правонарушения в сфере таможенного дела

57. Административные правонарушения в области таможенного дела

До принятия ныне действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях понятие «нарушение таможенных правил» было законодательно определенным понятием и содержалось в ст. 230 ТК РФ, согласно которой нарушением таможенных правил признавалось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления льгот и пользования ими, за которое Таможенным кодексом РФ предусмотрена ответственность.

В соответствии с положениями Федерального закона РФ от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с 1 июля 2002 г. (т. е. с момента вступления в силу КоАП РФ) утратили силу все нормы Таможенного кодекса РФ, касающиеся нарушений таможенных правил, ответственности за эти нарушения и производства по делам о таких нарушениях, в том числе и ст. 230, содержавшая само понятие нарушения таможенных правил.

В настоящее время, анализируя нормы главы 16 КоАП РФ и опираясь на положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, нарушение таможенных правил можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на предусмотренный Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (включая процедуры применения таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, таможенного оформления, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Для понимания сущности нарушения таможенных правил как разновидности административных правонарушений недостаточно наличия одних юридических признаков, сформулированных в самом определении, — необходимо определить и его юридический состав, т. е. установить совокупность обязательных элементов нарушения таможенных правил.

Состав нарушения таможенных правил, как и любого другого вида правонарушений, традиционен и включает в себя следующие элементы объект нарушения таможенных правил, его объективную сторону как правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и его субъективную сторону как правонарушения.

Объектом нарушения таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения:

1) имущественного характера, возникающие по поводу перемещения через таможенную границу РФ материальных благ (товаров и транспортных средств);

2) неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, общественные отношения по поводу производства таможенного оформления, хранения товаров и транспортных средств, по поводу оказания всевозможных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.).

Исчерпывающий перечень объектов нарушений таможенных правил содержится в сформулированном выше определении этого понятия, а именно:

— порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

— порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;

— порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;

— порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими.

Помимо понятия «объекта нарушения таможенных правил», в таможенном праве существует еще понятие «непосредственного объекта нарушения таможенных правил». Такими объектами выступают товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены те или иные таможенные правила.

Объективная сторона нарушения таможенных правил — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения как антиобщественного акта внешнего поведения правонарушителя, которая включает в себя, прежде всего, противоправное действие (например, причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам и пр.) или бездействие (например, в непринятии лицом, перемещающим товары или транспортные средства через таможенную границу, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров или транспортных средств в установленный для этого срок и др.), а также наступившие при этом вредные последствия. Объективная сторона в каждом конкретном случае определяется диспозицией той или иной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил.

Кроме противоправного деяния (действия или бездействия) и наступивших вредных последствий в состав объективной стороны нарушения таможенных правил, как и любого другого правонарушения, входит наличие причинно-следственной связи между этим деянием и наступившими в его результате вредными последствиями. Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).

В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое, российское или иностранное и т. д.), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела. При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весьма важной, поскольку ст. 24.5 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее противоправное деяние, ответственности за него не понесет.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения, физическое или юридическое лицо.

Если субъектом нарушения таможенных правил выступает физическое (в том числе и должностное) лицо, то субъективная сторона характеризуется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности. Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив и цель. Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалификацию таможенного правонарушения.

С субъективной стороной как признаком состава нарушения таможенных правил, когда субъектами правонарушения выступают юридические лица, дело обстоит несколько иначе. Вина юридического лица определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП, для того чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении нарушения таможенных правил, необходимо доказать, что это юридическое лицо (его администрация, коллектив, отдельные должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых установлена административная ответственность. В этих целях (в целях доказывания упомянутых обстоятельств) должностные лица таможенных органов, ведущие производство по делу о нарушении таможенных правил, могут назначать экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов.

Особенности административных правонарушений в области таможенного дела

Главная > Реферат >Государство и право

1.1 Понятие и формы таможенного контроля, принципы его проведения 5

1.2 Система управления рисками как способ выявления таможенных правонарушений 14

2 Компетенция таможенных органов в части выявления таможенных правонарушений 17

3 Особенности административных правонарушений в области таможенного дела 22

3.1 Общие сведения об административных правонарушениях в области таможенного дела 22

3.2 Характеристика административных правонарушений в области таможенного дела 26

Список использованных источников 61

Таможенные органы, являясь органом государственного управления специальной компетенции, т.е. исполнительно-распорядительными органами, имеют право во исполнение решений высших федеральных органов издавать акты управления по вопросам таможенного дела, обязательные для исполнения другими ведомствами, юридическими и физическими лицами, причастными к перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации. В этом проявляется одно из направлений их участия в административно-правовом регулировании таможенных отношений.

Вторым направлением такого регулирования является охрана урегулированных нормами таможенного, административного, уголовного, государственного, международного, финансового, гражданского и других отраслей права отношений, возникающих в процессе контактов участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов по поводу перемещения товаров.

Административно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов проявляется: в обнаружении путем осуществления таможенного оформления и контроля товаров, внутриорганизационной управленческой деятельности и поддержания контактов с другими государственными контролирующими органами признаков и фактов административных правонарушений в области таможенного дела.

Либерализация внешнеэкономической деятельности, пришедшая на смену монополии внешней торговли, способствовала значительному повышению интереса к таможенному делу. В связи с этим, увеличилось и число совершаемых участниками ВЭД административных правонарушений в области таможенного дела. Соответственно количество дел, по которым ведется административное производство таможенными органами, также увеличилось.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что очень много дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, постановления по которым в установленном порядке обжалуются в суде, проигрываются таможенными органами. В большинстве случаев это происходит из-за неправильного определения состава административного правонарушения в соответствии с гл. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), нарушения порядка производства по делу, а в частности нарушения порядка рассмотрения дела об административном правонарушении в области таможенного дела.

Предметом данной курсовой работы будут особенности таможенных правонарушений с учетом КоАП РФ. Объектом данной курсовой работы будут административные правонарушения в области таможенного дела.

Целью курсовой работы является анализ правонарушений в области таможенного дела, и их классификация, для того, чтобы в дальнейшем можно было применять полученные в результате исследований знания на практике.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

— рассмотреть, что представляет собой таможенный контроль, в каких формах он проводится и на каких принципах основано его проведение;

— установить компетенцию таможенных органов в части выявления административных правонарушений в области таможенного дела;

— дать характеристику административным правонарушениям в области таможенного дела, в отношении которых таможенные органы компетентны составлять протоколы и проводить расследование.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, общим объемом 40 листов.

В первом разделе будет рассмотрен таможенный контроль, как основа выявления таможенных правонарушений, его формы и принципы проведения.

Во втором разделе будет рассмотрена компетенция таможенных органов в части выявления таможенных правонарушений.

В третьем разделе будут описаны виды таможенных правонарушений, будет сделана попытка классифицировать их, также будут проанализированы их особенности.

В заключении будут представлены выводы по данной курсовой работе.

1 Таможенный контроль как основа выявления таможенных правонарушений

1.1 Понятие и формы таможенного контроля, принципы его проведения

Согласно ст. 11 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ), таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства производства таможенного контроля.

Способы производства таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенного контроля.

К способам производства таможенного контроля можно отнести, например, идентификацию товаров и транспортных средств, назначение экспертизы, привлечение специалиста, наложение ареста на товары или изъятие товаров, создание зон таможенного контроля.

В качестве средств производства таможенного контроля следует рассматривать:

— технические средства таможенного контроля;

— морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;

— информационные ресурсы таможенных органов;

Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами в соответствии с ТК РФ.

Если таможенные органы проводят проверку товаров, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.

Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся сотрудниками других государственных органов с письменного разрешения таможенного органа. Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб и образцов товаров сотрудниками других государственных органов. Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, взятых другими государственными органами.

Формы производства таможенного контроля – это отдельные разновидности проверочных мероприятий, которые включают в себя:

проверку документов и сведений;

таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

проверку маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

1) Проверка документов и сведений – форма таможенного контроля, применяемая таможенными органами при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, которая заключается в получении необходимых сведений от физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

2) Устный опрос – такая форма таможенного контроля, при которой должностные лица таможенных органов проводят устный опрос лиц, пересекающих таможенную границу. Возможность проведения устного опроса ограничивается производством таможенного оформления, обусловленным перемещением через границу товаров (транспортных средств). Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении оформляемых товаров (транспортных средств), например специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером. Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений.

3) Получение пояснений – форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа для получения сведений (от декларантов, лиц, перемещающих товары, иных лиц) об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства. В отличие от устного опроса, возможность получения пояснений не ограничена институтом таможенного оформления и допускается везде, где ТК РФ предусмотрено проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров для свободного обращения. Таможенные органы вправе получать пояснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица), а также обладают соответствующими сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. Получение пояснений оформляется в письменной форме.

4) Таможенное наблюдение представляет собой гласное и целенаправленное визуальное наблюдение должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Таможенное наблюдение может быть:

— систематическим (например, на территории склада временного хранения) или разовым (при погрузке товаров, оформляемых вне мест нахождения таможенных органов);

— непосредственным или опосредованным (в случае применения специальных технических средств таможенного контроля).

Таможенное наблюдение может проводиться:

— в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств;

— в отношении товаров и транспортных средств, условно выпущенных на таможенной территории РФ (например, хранящихся в режиме таможенного склада или ввезенных для целей переработки).

5) Таможенный осмотр товаров и транспортных средств – форма таможенного контроля, которая заключается во внешнем визуальном осмотре уполномоченными должностными лицами таможенного органа товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, без вскрытия транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушения упаковки товаров. Особенностью таможенного осмотра товаров и транспортных средств является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения.

Административные правонарушения в области таможенного дела

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• виды административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов;

• понятие состава административных правонарушений;

• составы административных правонарушений в области таможенного дела;

• проблемные вопросы, возникающие при производстве по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;

уметь

• квалифицировать административные правонарушения в области таможенного дела;

владеть

• навыками квалифицированно толковать нормативные правовые акты в части производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Виды административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов

Опираясь на общее понятие административного правонарушения, содержащееся в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, можно дать следующее определение этого термина применительно к области таможенного дела

Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) – противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством ТС и Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Административные правонарушения в области таможенного дела в ТС посягают на экономические интересы и безопасность государств – членов ТС, населения стран, экологическое благополучие, морально-нравственные устои общества.

Нормативной основой административной ответственности в сфере таможенного дела на таможенной территории РФ является КоАП РФ, который определяет систему административных наказаний и принципы их применения; круг субъектов, уполномоченных привлекать виновных лиц к административной ответственности; процедуру привлечения к административной ответственности и ее процессуальную форму, а также составы административных проступков в сфере таможенного дела.

Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирования (ст. 1 ТК ТС; ст. 2 Федерального закона о таможенном регулировании) на современном этапе, противоправные деяния в области таможенного дела посягают на общественные отношения в сфере:

• порядка перемещения товаров и средств международной перевозки через таможенную границу ТС;

• порядка их перемещения по единой таможенной территории ТС при нахождении под таможенным контролем;

• порядка таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международной перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

• применения мер таможенного контроля;

• правил установления и взимания таможенных платежей;

• правил предоставления участникам внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и пользования ими;

• реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, осуществляющими права владения, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами (нормальную работу таможенных органов).

Глава 16 КоАП РФ «Административные нарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» содержит 24 статьи, закрепляющие составы таможенных правонарушений.

Согласно Решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 50 в рамках ТС квалификации по составам гл. 16 КоАП РФ подлежат правонарушения, выявленные на таможенной территории РФ, а также правонарушения, выявленные за пределами таможенной территории РФ, если они связаны с недоставкой товаров (документов к ним), выпущенных таможенными органами РФ в соответствии с процедурой транзита.

Нормы гл. 16 КоАП РФ – это юридическое основание административной ответственности в области таможенного дела. Фактическим основанием для наступления административной ответственности является реально совершенное нарушение таможенных правил, которое, как уже отмечалось, должно обладать совокупностью объективных и субъективных признаков (составом): объектом таможенного правонарушения; объективной стороной таможенного правонарушения; субъектом таможенного правонарушения; субъективной стороной таможенного правонарушения.

Общий признак для всех видов правонарушений в сфере таможенного дела – посягательство на общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права ТС и Российской Федерации.

Также следует напомнить, что к компетенции таможенных органов относятся и иные виды административных правонарушений, которые таможенные органы правомочны пресекать (возбуждать дела об административных правонарушениях): правонарушения в области валютного законодательства – ст. 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»; в области предпринимательской деятельности, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака», в области охраны собственности – ч. 1 ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав»; административные правонарушения, связанные с неуплатой административного штрафа, – ч. 1 ст. 20.25 «Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом» и другие нормы КоАП РФ.

3. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): понятие и виды

Анализируя нормы гл. 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и опираясь на структуру таможенного законодательства Российской Федерации и положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, нарушение таможенных правил можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на установленные Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и применения иных таможенных процедур, порядок таможенного контроля, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

КоАП РФ (гл. 16) в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 118-ФЗ, «адаптировавшего» гл. 16 КоАП РФ к нормам Таможенного кодекса РФ 2003 г., содержит 23 вида составов нарушений таможенных правил. В первоначальной редакции КоАП РФ их было 22, тогда как ранее (в гл. 39 ТК РФ 1993 г.) их было 40. Причин уменьшения количества составов таможенных правонарушений в КоАП РФ по сравнению с ТК РФ 1993 г. несколько — это и объединение нескольких составов в один, и декриминализация отдельных деяний как самостоятельных видов таможенных правонарушений, и выделение отдельных составов из разряда нарушений таможенных правил с последующим объединением их по признаку родового объекта в единый состав другой группы административных правонарушений, и др. Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 118-ФЗ были не только изменены диспозиции и санкции большинства статей гл.16 КоАП РФ, но и добавлена ст. 16.23 «Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела».

Общим для всех видов нарушений таможенных правил является то, что все они в той или иной степени посягают на урегулированные нормами таможенного права общественные отношения — тамо- женно-правовые отношения (отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу). Различаются же они по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела, в зависимости от способа, места и времени их совершения (т. е. по признакам объективной стороны), в ряде случаев — по субъектам, их совершающим, и по некоторым другим критериям.

Классификация нарушений таможенных правил в соответствии с теми или иными признаками имеет важное значение для совершенствования правоприменительной деятельности таможенных органов, поскольку позволяет, с одной стороны, выявить некие качественные особенности каждого конкретного состава таможенного правонарушения и в то же время, с другой стороны, избежать односторонности его интерпретации.

Наиболее общей классификацией нарушений таможенных правил является их классификация по степени общественной опасности. В соответствии с этим критерием все виды составов нарушений таможенных правил можно условно разделить на незначительные нарушения, не представляющие большой общественной опасности для экономических интересов России, и на грубые нарушения, совершение которых наносит реальный ущерб экономическим интересам и безопасности нашей страны.

К первой группе относятся такие нарушения таможенных правил, как, например, нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ), несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ); непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности (ст.

Ко второй группе следует относить нарушения, совершение которых несет реальный ущерб экономическим интересам России, нравственности и здоровью ее населения и которые, как правило, направлены на получение той или иной выгоды для лиц, их совершающих. Сюда относятся, прежде всего, нарушения таможенных правил так называемой «контрабандной группы» — незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу (ст. 16.1 КоАП РФ) и недекларирова- ние либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2 КоАП РФ) и иные грубые нарушения.

Можно проводить классификацию нарушений таможенных правил по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела (т. е. по объекту посягательства). Представляется, что по этому критерию следует выделять четыре группы нарушений таможенных правил, исходя из сформулированного нами выше определения понятия «нарушения таможенных правил»: 1)

нарушения таможенных правил, посягающие на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (ст. 16.1, 16.3, 16.18 КоАП РФ); 2)

нарушения таможенных правил, посягающие на порядок оформления, порядок применения иных таможенных процедур и порядок таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств и порядок осуществления деятельности в области таможенного дела (ст. 16.2, 16.4—16.17, 16.19, 16.23 КоАП РФ); 3)

нарушения таможенных правил, посягающие на порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров таможенными платежами и порядок их уплаты (ст. 16.22 КоАП РФ); 4)

нарушения таможенных правил, посягающие на порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими (ст.ст. 16.20, 16.21 КоАП РФ).

Следующий способ возможной классификации видов нарушений таможенных правил — это классификация в зависимости от способа, места и времени их совершения, т. е. по признакам объективной стороны правонарушения.

Юридический анализ действующих таможенноправовых норм позволяет выделить в объективной стороне составов административных проступков, именуемых нарушениями таможенных правил, следующие характерные признаки их классификации: 1)

форма совершения противоправного деяния (действие или бездействие); 2)

противоправный результат (материальный или нематериальный вред, ущерб); 3)

место, время и средства совершения правонарушения.

И наконец, в зависимости от субъектов, их совершающих, нарушения таможенных правил можно подразделить на:

а) нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть любые физические или юридические лица, отвечающие общим признакам субъекта административного правонарушения (таковых большинство);

б) нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть только специальные субъекты, т. е. физические или юридические лица, обладающие помимо общих признаков субъекта административного правонарушения еще и некоторыми характерными признаками, позволяющими им выступать в качестве субъектов конкретных правонарушений (например, невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ст. 16.18 КоАП РФ), где субъектом правонарушения может выступать только физическое лицо, временно ввезше в Российскую Федерацию или вывезшие из нее товары и транспортные средства для личного пользования.

Общая характеристика административных правонарушений в области таможенного дела

Административные правонарушения в условиях современного таможенного регулирования посягают па экономические интересы государств — членов Таможенного союза, безопасность населения этих стран, экологическое благополучие и морально-нравственные устои общества.

Интеграционные процессы вступления в Таможенный союз существенно не затронули правоохранительную деятельность таможенной службы РФ. Согласно ст. 7 ТК ТС таможенные органы государств — членов Таможенного союза привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с национальным законодательством государств. Виды административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к административной ответственности определяются законодательством государств — членов Таможенного союза с особенностями, установленными международными договорами1.

Нормативной основой административной ответственности в сфере таможенного дела на таможенной территории РФ является КоАП, который определяет:

• составы административных проступков в сфере таможенного дела;

• систему административных наказаний и принципы их применения;

• круг субъектов, уполномоченных привлекать виновных лиц к’ административной ответственности;

• процедуру привлечения к административной ответственности и ее процессуальную форму.

Опираясь на общее понятие административного правонарушения, содержащееся в ч. 2 ст. 2.1 КоАП, можно дать следующее определение административного правонарушения в области таможенного дела.

Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) — противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое КоАП установлена административная ответственность.

Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирования (ст. 1 ТК ТС, ст. 2 Закона о таможенном регулировании) на современном этапе, противоправные деяния в области таможенного дела посягают на общественные отношения в сфере:

1) порядка перемещения товаров и средств международных перевозок, находящихся под таможенным контролем, через таможенную границу Таможенного союза и по единой таможенной территории;

2) порядка таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международных перевозок в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

3) применения мер таможенного контроля;

4) правил установления и взимания таможенных платежей;

5) правил предоставления участникам ВЭД таможенных льгот и пользования ими;

6) реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, осуществляющими права владения, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами (нормальную работу таможенных органов).

В рамках Таможенного союза квалификации по составам гл. 16 КоАП подлежат правонарушения, выявленные на территории РФ, а также правонарушения, выявленные на единой таможенной территории за пределами территории РФ, если они связаны с недоставкой товаров (документов к ним), выпущенных таможенными органами РФ в соответствии с процедурой транзита1.

Нормы гл. 16 КоАП являются юридическим основанием административной ответственности в области таможенного дела. Фактическим основанием для наступления административной ответственности является реально совершенное событие нарушения таможенных правил, которое должно обладать совокупностью объективных и субъективных признаков (составом таможенного проступка) (рис. 11.1):

• объект таможенного проступка;

• объективная сторона таможенного проступка;

• субъект таможенного проступка;

• субъективная сторона таможенного проступка.

Объект таможенного проступка — урегулированные нормами таможенного законодательства общественные отношения, которым противоправными деяниями физических или юридических лиц причиняется вред либо создается угроза причинения такого вреда. В зависимости от степени конкретизации выделяют родовой (общий) и непосредственный объекты административного таможенного правонарушения.

Рис. 11.1. Состав таможенного проступка

Родовой объект административного таможенного правонарушения — урегулированные нормами таможенного права России и Таможенного союза общественные отношения.

Непосредственный объект административного таможенного правонарушения — конкретные общественные правоотношения, возникающие на стадиях таможенных операций: декларирования товаров, взимания и уплаты таможенных платежей, помещения товаров на склад временного хранения, проведения таможенного контроля и т.д.

От объекта таможенного проступка следует отличать его предмет, являющийся признаком объекта и представляющий собой вещь материального мира, посредством воздействия на которую совершается правонарушение (товары, перемешаемые с сокрытием от таможенного контроля вещи; товары, утраченные вследствие непреодолимой силы; незадекларированные валюта и иные денежные инструменты).

Объективная сторона таможенного проступкавнешнее выражение правонарушения, которое включает деяние и его признаки, описанные в диспозиции правоохранительной нормы гл. 16 КоАП. К признакам объективной стороны могут относиться:

• время совершения правонарушения, например, фактическое перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза вне времени работы таможенных органов РФ (п. 1 ст. 16.1 КоАП);

• место совершения правонарушения, к примеру, ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест (и. 1 ст. 16.1 КоАП);

• способ совершения правонарушения, который представляет собой приемы, применяемые правонарушителем для совершения противоправного деяния, например, нарушение таможенных правил способом представления недействительных документов при совершении таможенных операций (ст. 16.7 КоАП);

• признак «третьего лица», в той или иной форме участвующего в правоотношениях, например, совершение таможенных операций от имени декларанта и других заинтересованных лиц юридическим лицом, не включенным в реестр таможенных представителей (п. 1 ст. 16.23 КоАП).

Объективная сторона таможенного проступка может быть выражена в двух формах:

1) действия, нарушающего прямой запрет (уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации) (ст. 16.11 КоАП);

2) бездействия, нарушающего правовое предписание (непредставление в таможенный орган отчетности) (ст. 16.15 КоАП).

По конструктивным особенностям объективной стороны таможенные правонарушения являются формальными, т.е. не требуют обязательного наличия материального вреда, причиненного правонарушением.

Субъект таможенного проступкалицо, совершившее правонарушение, описанное в статьях гл. 16 КоАП.

Субъектами нарушения таможенных правил могут быть:

• индивидуальные субъекты — физические лица;

• коллективные субъекты — юридические лица. Признаки индивидуального субъекта правонарушения можно поделить на две группы:

1) общие, которыми должны обладать любые лица, привлекаемые к административной ответственности: достижение 16-лстнсго возраста (ст. 2.3 КоАП) и вменяемость (ст. 2.8 КоАП);

2) специальные, связанные с особенностью деятельности лица (должностное лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) либо особенностью правового статуса лица (военный, призванный на военные сборы; лицо, имеющее специальное звание; несовершеннолетний; гражданин, иностранец, лицо без гражданства). Если норма не содержит специальных признаков субъекта, следовательно, к ответственности по ней может привлекаться любой субъект, обладающий общими признаками.

Особенностью гл. 16 КоАП является то, что по ее нормам лица, осуществляющие индивидуальную деятельность без образования юридического лица (ИПБЮЛ), привлекаются к административной ответственности как юридические лица, хотя по общему правилу административного законодательства за совершение иных проступков они привлекаются к административной ответственности как должностные лица (ст. 2.4 КоАП). В сфере таможенного дела законодатель ужесточает ответственность ИПБЮЛ, учитывая потенциально высокую степень общественной опасности таможенных правонарушений, которые они могут совершить в процессе своей хозяйственной деятельности в сфере ВЭД.

Коллективные субъекты таможенных правонарушений могут быть поделены на две группы по пределам деликтоспособности:

• общие — юридические лица, обладающие общей деликтоспособностью вследствие создания и регистрации в установленном законом порядке;

• специальные — круг юридических лиц, указанных в правоохранительной норме. Например, ст. 16.23 КоАП предусматривает ответственность юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность в области таможенного дела: таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного храпения, владельцев таможенных складов, уполномоченных экономических операторов и т.д.

Большинство статей гл. 16 КоАП по субъектному составу носят универсальный характер, т.е. охватывают максимально широкий круг возможных субъектов правонарушений: физические, юридические и должностные лица. Однако имеются отдельные составы, закрепляющие в качестве правонарушителей только физических лиц (ст. 16.4 КоАП). Некоторые же статьи, напротив, исключают физических лиц из круга субъектов правонарушения (п. 2, 3 ст. 16.23 КоАП).

Субъективная сторона таможенного проступка — совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному проступку и его последствиям (для физических лиц).

Важнейшим элементом субъективной стороны правонарушения является вина.

Наличие вины принципиально для отнесения события к правонарушению. Статья 1.5 КоАП, закрепляя презумпцию невиновности, указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Административное законодательство устанавливает следующие формы вины физических лиц (ст. 2.2 КоАП):

• умысел — если лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;

• неосторожность — если лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Для юридических лиц КоАП конструирует особую форму вины (п. 2 ст. 2.1 КоАП). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у пего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общим признаком для всех видов правонарушений в сфере таможенного дела является то, что они посягают на общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права Таможенного союза и Российской Федерации. По ряду свойств правонарушения, описанные в гл. 16 КоАП, могут быть поделены на группы (классифицированы). Внутриродовая классификация таможенных правонарушений имеет познавательный смысл, так как позволяет оценить противоправное явление более глубоко. Некоторые результаты классификации представлены в табл. 11.1.

Это интересно:

  • Установление факта собственности на земельный участок Дело об установлении факта владения земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования и признании права долевой собственности на земельный участок К адвокату Поляк М.И. обратились клиенты с просьбой оказать […]
  • Минимальные алименты в украине для неработающих 2018 Сколько составляет минимальный размер алиментов в 2018 году? Минимальный размер алиментов — понятие относительное, но прочно вошедшее в обиход при исчислении ежемесячного содержания на ребенка. Относительность данного […]
  • Можно вернуть детскую одежду в магазин Можно ли обменять или вернуть детский комбинезон, если не подошел по размеру? Здравствуйте! Купили в магазине детский велюровый комбинезон, размер 3-6 месяцев. Дома примерили, оказался маленький. В магазине вернуть деньги […]
  • Отдых на рабочем месте трудовой кодекс Статья 108 ТК РФ. Перерывы для отдыха и питания Текст статьи. Комментарии к статье Изменение времени обеда на работе По ст 108 ТК РФ перерыв для приёма пищи и отдыха работникам предоставляется обязательно. Длиться он может от 30 […]
  • Адвокат хасавюрт УСЛУГИ АДВОКАТОВ В ХАСАВЮРТЕ Вам нужны услуги адвоката или юридическая помощь в Хасавюрте? Выбор адвоката – задача не из легких. Из сотен специалистов, называющих себя адвокатами, необходимо выбрать одного, своего, которому […]
  • Гражданский процесс шпаргалка к экзамену ГПП ответы Право на судебную защиту и его гарантии Право граждан на судебную защиту содержится во всех видах судопроизводстваи является основным средством защиты в гос-венно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека […]
  • Рассчитать досрочное погашение ипотеки в сбербанке Рассчитать рефинансирование ипотеки в Сбербанке в 2018 году Рассчитайте онлайн свою выгоду от рефинансирования ипотеки при помощи калькулятора Сбербанка. Программа и условия 2018 года. Сбербанк является одним из крупнейших […]
  • Лицензия на такси без открытия ип Разрешение (лицензия) на такси. Как и где получить лицензию на такси в Санкт-Петербурге Стоимость услуги по оформлению разрешения на перевозку в такси – 3 900 руб. Срок оформления лицензии на такси до 30 дней Срок действия […]