Административные наказания в китае

Административные наказания в китае

Статья 30. В случае, если нарушающие административный порядок и порядок управления деяния граждан, юридических лиц или иных организаций подлежат наказанию в административном порядке, то административные органы должны установить обстоятельства совершенного правонарушения; административное наказание не может быть применено, если обстоятельства совершенного противоправного деяния до конца не выяснены.

Статья 31. Перед вынесением административным органом постановления о назначении административного наказания административный орган должен уведомить соответствующую сторону о фактах, причинах и основаниях, послуживших поводом к вынесению постановления о назначении административного наказания, а также разъяснить соответствующей стороне ее законные права.

Статья 32. Соответствующая сторона имеет право давать разъяснения и обладает правом на свою защиту. Административный орган обязан заслушать доводы соответствующей стороны, а также провести проверку изложенных ею фактов, причин и доказательств; при достаточной вескости представленных соответствующей стороной фактов, причин и доказательств административный орган должен принять их к своему сведению.

Административный орган не вправе усиливать наказание вследствие осуществления соответствующей стороной своей защиты.

§ 1. Упрощенный порядок

Статья 33. При наличии неопровержимых фактов и собранных в соответствии с законом доказательств в отношении совершенного правонарушения в случае, если гражданин подлежит штрафу в размере до пятидесяти юаней, а юридическое лицо либо иная организация до тысячи юаней или вынесению в их адрес предупреждения как вида административного наказания, то постановление о назначении административного наказания выносится на месте. Соответствующая сторона исполняет вынесенное постановление о назначении административного наказания, руководствуясь положениями статей 46, 47, 48 настоящего Закона.

Статья 34. Уполномоченные на то законом лица, при вынесении на месте постановления о назначении административного наказания, должны предъявить соответствующей стороне удостоверение личности, черновой образец заполненного и имеющего соответствующие реквизиты бланка постановления о назначении административного наказания. Постановление о назначении административного наказания должно быть вручено соответствующей стороне.

Указанное в предыдущей части постановление о назначении административного наказания должно содержать в себе описание совершенного соответствующей стороной правонарушения, доказательства для применения административного наказания, размер штрафа, время, место и наименование административного органа, а также подпись или печать уполномоченного лица.

Уполномоченные законом лица, при вынесении на месте постановления о назначении административного наказания, должны уведомить об этом подведомственный административный орган.

Статья 35. В случае несогласия заинтересованной стороны с вынесенным на месте постановлением о назначении административного наказания, она вправе в соответствии с законом ходатайствовать о повторном рассмотрении дела либо требовать о начале административного процесса.

§ 2. Обычный порядок

Статья 36. За исключением положений статьи 33 настоящего Закона, когда постановление о назначении административного наказания может быть вынесено на месте, административный орган, обнаруживший подлежащие в соответствии с законом административному наказанию деяния, совершенные гражданином, юридическим лицом либо иной организацией, должен приступить к всестороннему, объективному и справедливому следствию обстоятельств совершенного правонарушения; при необходимости в соответствии с положениями закона и подзаконных нормативных правовых актов провести необходимую проверку.

Статья 37. При осуществлении со стороны административных органов следствия либо проверок самих уполномоченных лиц, участвующих в них, не должно быть менее двух, при этом следует предъявлять соответствующей стороне либо имеющим отношение к делу лицам подтверждающие личность документы. Соответствующая сторона либо имеющие отношение к делу лица обязаны правдиво отвечать на поставленные вопросы, оказывать помощь в проведении следствия или проверок, при этом не чинить каких-либо препятствий. Для ответов на поставленные вопросы или для проведения проверок следует составить протокол.

При сборе и добывании административными органами доказательств допускается использование выборочного метода для получения доказательств; если существует вероятность уничтожения доказательств либо могут возникнуть сложности с их последующим получением, то с разрешения ответственного лица административного органа эти доказательства могут быть первоначально закреплены в протоколе, и по ним в течение семи суток должно быть своевременно принято решение; в это время соответствующая сторона либо имеющие отношение к делу лица не вправе уничтожать эти доказательства или перемещать их в иное место.

В случае, если между уполномоченными лицами и соответствующей стороной имеются плохие отношения, то первые подлежат отводу.

Статья 38. При окончании следствия ответственные лица административных органов должны провести проверку полученных результатов и, в зависимости от обстоятельств дела, вынести одно из следующих постановлений:

1) если имеется в наличии подлежащее обязательному административному наказанию противоправное деяние, то выносится постановление о назначении административного наказания с учетом обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность, а также с учетом иных обстоятельств дела;

2) если совершенное правонарушение незначительно и в соответствии с законом административное наказание можно не назначать, то административное наказание не назначается;

3) если отсутствуют веские факты, подтверждающие совершение противоправного деяния, то вследствие этого административное наказание не назначается;

4) если совершенное противоправное деяние образует состав преступления, то дело передается в судебные органы.

При сложности фактических обстоятельств дела либо при тяжести совершенного правонарушения, за которое предусмотрено суровое наказание, ответственные лица административных органов должны выносить постановление только при его коллективном обсуждении.

Статья 39. Административные органы, при назначении административного наказания в соответствии с положениями статьи 38 настоящего Закона, должны составить протокол о назначении административного наказания. Протокол о назначении административного наказания должен содержать в себе следующую информацию:

1) фамилию и имя соответствующей стороны либо ее наименование и адрес;
2) фактические обстоятельства и доказательства, подтверждающие совершение нарушения закона или подзаконных нормативных правовых актов;
3) вид административного наказания и основания для его применения;
4) способ приведения в исполнение административного наказания и его сроки;
5) несогласие лица с вынесенным постановлением о назначении административного наказания, порядок и сроки повторного рассмотрения дела либо его рассмотрение в ходе административного процесса;
6) наименование административного органа, вынесшего постановление о назначении административного наказания, и дата его вынесения.

На постановлении о назначении административного наказания должна быть поставлена печать административного органа, его вынесшего.

Статья 40. Постановление о назначении административного наказания, перед его оглашением, должно быть вручено на месте соответствующей стороне; в случае отсутствия соответствующей стороны административный орган, руководствуясь соответствующими положениями Гражданского процессуального кодекса, должен в семидневный срок передать постановление о назначении административного наказания соответствующей стороне.

Статья 41. В случае, если административный орган либо уполномоченные на то законом лица, до вынесения постановления о назначении административного наказания, не в соответствии с положениями статей 31 и 32 настоящего Кодекса уведомляли соответствующую сторону о фактах, причинах и основаниях, послуживших поводом к вынесению постановления о назначении административного наказания либо отказали соответствующей стороне в заслушивании ее разъяснений, осуществлении права на защиту, то постановление о назначении административного наказания не может быть признано действительным, однако за исключением случаев отказа соответствующей стороны от дачи разъяснений либо от осуществления права на свою защиту.

§ 3. Порядок проведения слушаний по делу

Статья 42. Административный орган, перед вынесением постановления о назначении административного наказания в виде решения о приостановлении деятельности, аннулирования действия лицензии или патента, наложении сравнительно крупного штрафа, должен уведомить соответствующую сторону о ее праве требовать проведения слушания по делу; при требовании соответствующей стороны о проведении слушания по делу административный орган должен организовать такое слушание. Соответствующая сторона не несет расходов по организации административным органом слушания по делу. Слушание по делу организуется в соответствии со следующим порядком:

1) требование о проведении слушания по делу должно быть заявлено соответствующей стороной в течение трех суток с момента уведомления административным органом соответствующей стороны о ее праве на проведение слушания по делу;
2) административный орган за семь суток до начала проведения слушания по делу должен уведомить соответствующую сторону о времени и месте его проведения;
3) слушание по делу проходит открыто, за исключением дел, касающихся государственной, коммерческой тайны, тайны личной жизни;
4) слушание по делу проходит под председательством назначенного административным органом и не имеющего отношение к делу исследующего лица; если соответствующая сторона полагает, что это лицо имеет самое непосредственное отношение к рассматриваемому делу, то она вправе заявить отвод;
5) соответствующая сторона может лично присутствовать при слушании по делу, а также может поручить это одному либо двум своим представителям;
6) в ходе проведения слушания по делу исследующее дело лицо доводит до сведения соответствующей стороны фактические обстоятельства, доказательства и вид административного наказания, предусмотренный за совершенное нарушение правовых предписаний; соответствующая сторона защищается и предоставляет свои доказательства;
7) процедура слушания по делу должна быть закреплена в протоколе; протокол должен быть вручен соответствующей стороне для ознакомления на предмет наличия ошибок и подписания либо постановки печати.

В случае, если соответствующая сторона не согласна с применяемым к ней административным наказанием в виде ограничения личной свободы, то данный вид административного наказания подлежит исполнению в соответствии с положениями Правил о наказании за нарушение общественного порядка.

Статья 43. По окончании слушания по делу административный орган, в соответствии со статьей 38 настоящего Закона, выносит постановление.

Данный сайт поддерживается компаниями CHINA WINDOW Consulting Group и Beijing CW Consulting, являющимися аффилированными структурами, организованными российскими юристами, работающими в Китае. Сайт компании

Административная ответственность в КНР

Административная ответственность по законодательству Китайской народной республики в настоящее время находится в процессе становления и развития. Существующие в Китае на современном этапе общественные отношения, выступающие предметом регулирования нормами административного права, постоянно подлежат значительным изменениям по мере того, как модель «социализма с китайской спецификой» превращается в направлении сокращения сферы непосредственного государственного вмешательства, уменьшение степени его централизации. Все эти изменения влияют на состояние развития административной ответственности в китайском праве, поскольку законодатель не успевает своевременно реагировать на изменения, которые происходят в стране и принимать необходимые нормативно-правовые акты, устанавливающие ответственность за нарушение административного законодательства в новых условиях. Китайские административисты констатируют, что сфера административной ответственности находится на начальной стадии своего развития. Именно поэтому все теоретические вопросы, касающиеся данного института, не получили единого теоретического согласования.

Истоки китайского административного права в целом и непосредственно административная ответственность берут свое начало с глубокой древности. Как отмечал авторитетный современный ученый Есть. И. Кичанов «Административное право было одним из самых сложных видов традиционного китайского права», в общем его предписания служили для правового регулирования деятельности бюрократии, а также регулирования подсчета населения, практики сбора налогов и других аспектов китайской административной деятельности. Сама административная ответственность носила ярко выраженный ретроспективный характер, отождествлялась с наказанием, которое граничило с уголовными санкциями. Так, согласно указу императора Сунской Хуэй-дзуна от 1120 года чиновники администрации округа, что лично не принимали участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и передавали их ведения специальным чиновникам, подлежали привлечению к административной ответственности в виде 2 лет каторжных работ.

С провозглашением Китайской народной республики не только богатое историческое наследие, но и действующее на некоторых территориях гоміньдановське административное законодательство было объявлено антинародным. С самых первых лет новой китайской государства административное право страны формировалось под влиянием советских административистов (Закон КНР «Об организации Центрального народного правительства» (1949 г.), «Правило организации народных правительств провинций» (1950 г.), «Положения о временной организации комитетов по охране общественного порядка» (1952 г.) т.п.).

По мнению китайских юристов только после 3-го Пленума ЦК КПК 11 созыва (декабрь 1998 г.) административное право Китая начало развиваться по своим вектором.

Проводимые в Китае реформы поставили законодателя перед проблемой принятия единого нормативно-правового акта, которым бы было регламентировано один из важных институтов — институт административной ответственности. Работа над созданием административного кодекса началась еще в 1986 г., но бесконечные споры вокруг готовности китайского общества к таким изменениям привели к отказу его принятия на этапе реформирования административного права. Таким образом, как и в гражданском праве Китая, в административном праве отсутствует единый кодифицированный акт правотворчества, который принят и применяется в правовых системах многих стран мира.

Позже, 1 октября 1990 г. на территории КНР вступил в действие, принятый на второй сессии ВСНП 7-го созыва 4 апреля 1989 г. Административно-процессуальный кодекс КНР. Он определяет порядок привлечения виновного лица к административной ответственности, а также порядок обжалования и опротестования незаконных действий должностных лиц, осуществляемых в ходе привлечения лица к административной ответственности.

В других важных актов правотворчества, положения которых также посвящены административной ответственности, следует отнести:

— Закон КНР «административные наказания» от 27 марта 1996 г.;

— Закон КНР «Об административном контроле» от 29 апреля 1999 г.;

— Закон КНР «О пересмотре административных действий» от 9 мая 1997 г.;

— «Правила наказания и наложении взысканий за противоправные действия в финансовой сфере» от 5 ноября 2004 г.;

— «Правила наложения взысканий на работников административных органов» от 4 апреля 2007 г.

Кроме перечисленных нормативно-правовых актов, нормы, регламентирующие вопросы административной ответственности, находятся в многих других нормативно-правовых актах, принятых всекитайскими собранием народных представителей и его постоянным комитетом.

Административная ответственность в Китайском праве также содержится в распоряжениях, инструкциях и положениях, которые издаются министерствами, государственными комитетами и центральными ведомствами страны. Например, ст. 22 Положения о квалификации преподавателей, которое утверждено приказом Государственного совета № 188 от 12 декабря 1995 p., устанавливает административную ответственность за халатное отношение к своим служебным обязанностям, что допускаются злоупотребления при признании квалификации преподавателей, повлекших ущерб в указанной деятельности.

Большое количество перечисленных нормативно-правовых актов, регулирующих административную ответственность, говорит о том, что китайский законодатель отдает предпочтение разработке и принятию многочисленных подзаконных актов, регулирующих данную сферу. Такая позиция китайского правотворця обусловлена осуществляемым в стране курсу «идти на двух ногах» в деле правового строительства, истоки которого лежат в гражданском праве Китайской народной республики. Данный курс, с одной стороны, предусматривает работу над проектом единого нормативного акта, который будет регулировать институт или сферу, с другой стороны, пока такой документ не готов, он заменяется большим количество отдельных нормативно-правовых актов.

В то же время административная ответственность в Китае устанавливается на уровне не только законов, но и подзаконных правовых актов. Это — основное отграничение административной ответственности от уголовной, которая определяется только законом. В этом китайская правовая система похожа на украинскую правовую систему.

Китайские теоретики в области административной ответственности определяют административную ответственность как «юридические последствия, которые согласно закону должны быть возложены на субъекта административного права в связи с нарушениями административного законодательства».

Существуют неединичные позиции, что административная ответственность это — последствия за нарушения, допущенные при осуществлении административных должностных полномочий. Некоторые авторы утверждают, что «данная административная ответственность должна иметь название — ответственность правительства, возлагается на указанного субъекта за нарушение прав граждан и ненадлежащем административную деятельность». Но последние позиции подлежат активной критике, как со стороны законодательства, так и со стороны теоретиков.

Китайский законодатель, как и украинский, не предусматривает в кодифицированном акте определения административной ответственности. Вместе с тем, в китайском праве установлена диспозиция (ст. 37 УК КНР): «В отношении лиц, совершивших незначительные преступления и к которым нет необходимости применять уголовную ответственность, можно не применять уголовные наказания; с учетом конкретных обстоятельств дела, данным субъектам может быть вынесено общественное порицание, или они могут быть обязаны письменно раскаяться, принести извинения, возместить ущерб или компетентные органы могут наложить на них административное наказание». Данная норма показывает, что китайский законодатель предусматривает возможность заменить уголовное наказание административным. Надо отметить, что данная норма предоставляет широкие возможности для злоупотребления при применении указанной нормы. В то же время, это является специфической особенностью по сравнению института административной ответственности Китая и Украины.

Надо также отметить, что в действующем законодательстве КНР не содержится определение проступка, тогда как, в Кодексе Украины об административных правонарушениях ст. 9 приводит дефиницию данного термина. Понятие административного проступка определено только китайскими теоретиками, которые предлагают под ним понимать «. нарушение административных законов, деяния, за которые должна наступать юридическая ответственность». Указанное определение, как и административное законодательство КНР вообще не содержит указания на форму вины, ее роль при совершении административного уступку, а также учета ее при привлечении лица к административной ответственности.

Институтом административной ответственности КНР предусмотрена ответственность юридического лица и физического лица. Под юридическим лицом в соответствии ч. 1 ст. 36 ОПГП китайский законодатель понимает «организации, которые наделены гражданской правоспособностью и гражданской дееспособностью, самостоятельно, в соответствии закона приобретают гражданские права и несут гражданские обязанности». Надо отметить, что сегодня в китайском праве наметилась четкая тенденция к увеличению составов административных проступков, где субъектом ответственности является юридическое лицо.

Следующим субъектом административной ответственности, по законодательству КНР, выступает физическое лицо, но исследования его правового статуса для украинских юристов представляет большую сложность, поскольку содержание норм, административно-правовых актов китайского государства не позволяет классифицировать физическое лицо в качестве субъекта административной ответственности, как это принято в отечественной науке административного права. Анализ действующих в Китае актов правотворчества позволяет выделить физических лиц, выступающих в качестве субъектов данной ответственности. Во-первых, это непосредственно руководство и ответственные лица. Указанные субъекты подлежат административному взысканию за вынесение незаконного административного решения при проведении контроля за использование энергии и при управлении по использованию энергии. Следует отметить, что китайским законодательством четко не определено, какой смысл вкладывается в перечисленные выше категории «непосредственно руководство и ответственные лица».

Следующей физическим лицом в качестве субъекта административной ответственности является должностное лицо, чиновник, государственный служащий. Следует отметить, что система государственных служащих твердо стоит на фундаменте марксизма, ленинизма, идей Мао Цзэ-дуна, теории Дэн Сяо-пина, и теории трех представительств» (ст. 4 закона КНР «О государственных служащих».)

В указанных видов субъектов административной ответственности относят служащих административных органов всех ступеней. Законодательством Китая также предусмотрен специальный субъект ответственности как государственный работник — лицо, осуществляющее служебные обязанности в государственных органах (ч. 1 ст. 93 УК КНР). Китайским законодательством не исключен, как субъект ответственности — гражданин. Вместе с тем, вся сложность в том, что большинство ныне действующих административно-правовых актов используют термин не «гражданин», а «виновный». Под данным термином понимается отдельный Гражданин, который совершил проступок.

Моментом возникновения административной ответственности китайскими юристами признается момент совершения физическим или юридическим лицом правонарушения. Именно с этого момента в юрисдикции субъекта появляется право применять к виновному лицу средства административного взыскания за нарушение правовых предписаний. Согласно ст. 8 Закона КНР «административные наказания» к лицу могут быть применены следующие виды взысканий: предупреждение, штраф, конфискация незаконно полученных доходов и имущества, вынесение предписания о приостановлении деятельности, временное приостановление или аннулирование лицензии, патента, административный арест. До принятия вышеуказанного закона в Китае отсутствовала норма, в которой перечислялись административные взыскания, поэтому на практике существовало много видов административных наказаний. По статистике Министерства внутренних дел, их насчитывалось более 120 видов, некоторые из которых были похожи по содержанию, но отличаются по названию. После появления такой нормы (ст. 8), где содержался исчерпывающий перечень административных наказаний, китайские теоретики административной ответственности предложили их разделить на 4 основные группы:

— предупредительные наказания, которые характеризуются тем, что они наказывают человека за незначительные административные проступки;

— имущественные наказания — к которым относятся штраф или конфискация незаконно полученных доходов или имущества;

— правоспособные наказание — до которых входят аннулирования лицензии или патента, отмена полученной квалификации и т.п.;

— наказание личного характера, к которым относят административный арест от 1 до 15 суток.

Административно-правовыми актами КНР предусмотрен добровольный (внесудебный) порядок выполнения лицом возложенных на нее мерам административной ответственности.

Если лицо, привлеченному к административной ответственности, уклоняется от исполнения возложенной на нее административного взыскания, по законодательству КНР, возможны следующие два варианта развития ситуации.

Во-первых, лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право обратиться с запросом о пересмотре принятого в постановлении решение в вышестоящий орган либо направляет жалобу в суд. На это время исполнение постановления приостанавливается. По закону КНР «О пересмотре административных дел», в ст. 6 определено право гражданина, юридического лица, организации обращаться с запросом о пересмотре административных дел в течение 60 дней (ст. 9), в том числе и при непогодженні с решением административного органа о наложении административных взысканий (ст. 17). Право на обжалование в судебном порядке принятых административным органом решений закреплено в ст. 11 административно-процессуального кодекса КНР. Кроме того, лицо вправе направлять жалобу относительно принятого решения о привлечении ее к административной ответственности в административно-контрольных органов, система которых возглавляется Министерством контроля КНР, в компетенцию которого входит осуществление контроля над работой государственных административных органов, должностных и служебных лиц государственной службы, в том числе по вопросам, касающимся применения института административной ответственности. В случаях когда лицо не оспаривает в установленном порядке принятое постановление о привлечении ее к административной ответственности или когда ее жалоба не удовлетворена, при этом он уклоняется от исполнения постановления, тогда административный орган, принявший соответствующее постановление, обращается в народный суд с просьбой принудительного исполнения постановления. Характерной особенностью современного Китая является то, что в стране не существует специализированных административных судов, но в системе судов общей юрисдикции существуют палаты по административным делам, которые правомочны рассматривать дела о привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности. Согласно ст. 13 Административно-процессуального кодекса КНР большинство административных дел рассматриваются в первой инстанции низших судов. Дела, связанные с патентами на изобретение, а также дела о действия, бездействие министерств или народных правительств провинциального уровня автономных районов, городов центрального подчинения, рассматриваются в первой инстанции судами средней степени (ст. 14). Административные дела рассматриваются народными судами по месту нахождения административных органов, выступающих в качестве ответчиков (ст. 17).

Система наказаний в уголовном праве китая

кандидат юридических наук, доцент

Политико-юридического университета КНР

СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ КИТАЯ

Согласно нормам § 1-8 главы 3 Общей части Уголовного кодекса 1997г. Китайской Народной Республики наказания делятся на две подсистемы – основные и дополнительные. К основным наказаниям, как предусматривает статья 33, относятся пять основных видов наказания: общественный надзор, арест, срочное заключение, бессрочное (пожизненное) заключение и смертная казнь. Тремя дополнительными видами наказания являются штраф, лишение политических прав и конфискация имущества, они могут применяться и самостоятельно. К иностранным правонарушителям в качестве самостоятельной или дополнительной меры наказания может применяться высылка из страны. Виновные лица обязаны возместить причиненный преступлением материальный ущерб.

Если лицо совершает незначительное преступление, то оно может быть освобождено от уголовного наказания. С учетом конкретных обстоятельств дела таким лицам может быть вынесено общественное порицание или их можно обязать облечь свое раскаяние в письменной форме, принести извинения, возместить ущерб либо компетентным органом на них может быть наложено административное взыскание.

По китайскому уголовному праву общественный надзор как вид наказания назначается на срок от трех месяцев до двух лет. Он осуществляется органами общественной безопасности. В течение отбывания наказания в виде общественного надзора осужденный обязан выполнять следующие требования: соблюдать законы и административные правила, подчиняться контролю; запрещается осуществлять права на свободу слова, печати, собраний, союзов, демонстраций и уличных шествий без санкции органа, исполняющего наказание; руководствуясь положениями органа, исполняющего наказание, ставить последнего в известность о своей деятельности; соблюдать установленные органом исполнения правила о приеме гостей; без разрешения органа, исполняющего наказание, не покидать уезд, город постоянного места жительства и не менять место жительства. В отношении осужденных к общественному надзору нужно придерживаться принципа равной оплаты за равный труд. По истечении срока общественного надзора орган, исполняющий наказание, объявляет осужденному лично и массам по месту его работы и жительства о снятии надзора. Срок общественного надзора исчисляется со дня исполнения приговора. При этом один день предварительного заключения до исполнения приговора приравнивается к двум дням пребывания под надзором.

В УК Китая арест как вид наказания устанавливается на срок ареста — от одного до шести месяцев. Арест исполняется органом общественной безопасности в учреждении, находящемся поблизости от места жительства осужденного. Осужденный к аресту во время отбывания наказания может быть отпущен домой один раз в месяц на один-два дня. Тот, кто участвует в труде, получает соответствующее вознаграждение. Срок ареста исчисляется со дня исполнения приговора. При этом один день предварительного заключения до исполнения приговора приравнивается к одному дню ареста.

Согласно УК КНР заключение бывает двух видов: срочное заключение и бессрочное (пожизненное) заключение. Срочное заключение как один из основных видов наказания, как правило, назначается на срок от шести месяцев до пятнадцати лет, за исключением случаев, когда при наличии установленных в ст. 50 условий смертная казнь заменяется либо бессрочным (пожизненным) заключением, либо срочным заключением на срок от пятнадцати до двадцати лет, или когда лицу назначается наказание по совокупности преступлений на срок до двадцати лет согласно статье 69 Кодекса. Осужденные к срочному заключению или к бессрочному (пожизненному) заключению отбывают наказание в тюрьмах или в других учреждениях, исполняющих наказание. Все трудоспособные осужденные к заключению должны участвовать в труде и подвергаться воспитательному воздействию. Срок срочного заключения исчисляется со дня исполнения приговора. При этом один день предварительного заключения до исполнения приговора приравнивается к одному дню срочного заключения.

В Китае смертная казнь может быть установлена только за совершение тягчайших преступлений. Преступникам, приговоренным к смертной казни, которая не предусматривает немедленного исполнения, может объявляться смертная казнь с отсрочкой исполнения сроком на два года. Все приговоры к смертной казни должны быть утверждены Верховным народным судом КНР за исключением тех, которые по закону должны быть вынесены Верховным народным судом самим. Приговор к смертной казни с отсрочкой исполнения сроком на два года может быть вынесен народным судом высшей ступени либо им утвержден. Смертная казнь не назначается лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, а также женщинам, находящимся в состоянии беременности во время судебного разбирательства. В случае, если осужденный к смертной казни с отсрочкой ее исполнения в период отбывания наказания не совершает умышленного преступления, по истечении двух лет смертная казнь заменяется бессрочным (пожизненным) заключением. Если осужденный имеет особые заслуги, по истечении двух лет смертная казнь заменяется заключением на срок от пятнадцати до двадцати лет. Если устанавливается факт, что осужденный в течение отсроченного периода совершает умышленное преступление, то с санкции Верховного народного суда КНР смертная казнь приводится в исполнение. В случае назначения отсрочки исполнения смертной казни ее срок начинает течь с момента определения приговора. Если смертная казнь по истечении двух лет отсрочки ее исполнения заменяется срочным заключением, то срок этого вида наказания начинает течь с момента истечения отсрочки исполнения.

По УК КНР размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления. Штраф должен быть уплачен единовременно либо в рассрочку согласно установленному в приговоре сроку. Если по истечении срока штраф не был уплачен, производится принудительное взыскание. В случае, если осужденный не имеет возможности уплатить штраф в полном размере, народный суд должен его взыскать в любое время, когда обнаруживается имущество осужденного для исполнения вынесенного приговора об уплате штрафа. Если по независящим от осужденного обязательствам своевременная уплата штрафа оказывается действительно затруднительной, суд может принять решение об уменьшении размера штрафа либо об освобождении от этого наказания.

Согласно ст. 54 УК КНР, лишение политических прав означает: 1) лишение права избирать и права быть избранным; 2) лишение прав на свободу слова, печати, собраний, объединений, демонстраций, уличных шествий; 3) лишение права занимать должности в государственных органах; 4) лишение права занимать руководящие должности в государственных компаниях, предприятиях, непроизводственных организациях и народных организациях. Лишение политических прав устанавливается, как правило, на срок от одного года до пяти лет. Для осужденных к общественному надзору и дополнительно к лишению политических прав сроки лишения политических прав и общественного надзора равны и осуществляются одновременно. К лицам, совершившим преступления против государственной безопасности, должно применяться лишение политических прав дополнительно помимо других видов наказания, а к лицам, совершившим умышленное убийство, изнасилование, поджог, взрыв, сброс опасных веществ, разбой и прочие деяния, тяжело нарушившие общественный порядок, может применяться лишение политических прав дополнительно. Осужденные к смертной казни или бессрочному (пожизненному) заключению должны лишаться политических прав пожизненно. В случае отсрочки исполнения наказания в виде смертной казни с последующей заменой смертной казни срочным или бессрочным (пожизненным) заключением назначается лишение политических прав на срок от трех до десяти лет. Лишение политических прав в качестве самостоятельной меры наказания назначается в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК КНР. Срок лишения политических прав исчисляется с момента окончания срока заключения, ареста или со дня условного освобождения. Действие лишения политических прав начинается с момента осуществления основного наказания. В течение срока лишения политических прав осужденный обязан соблюдать законы, административные правила и положения органов общественной безопасности Госсовета КНР о контроле и надзоре.

Согласно ст. 59 УК КНР, конфискация имущества есть изъятие всего или части имущества, являющегося личной собственностью осужденного. В случае полной конфискации должно быть оставлено для семьи осужденного и лиц, находящихся на его иждивении, необходимое имущество для жизни. Имущество, находящееся в собственности родственников осужденного либо приобретенное ими, не подлежит конфискации. Законные долги, которые сделаны осужденным до конфискации и которые должны быть возмещаться за счет конфискованного имущества, могут быть уплачены по просьбе кредитора.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что система наказаний по Уголовному кодексу 1997 г. Китая имеет ряд особенностей: гуманизм, многообразие, гармоничность. Вместе с тем предстоит сделать многое в поиске путей реформирования и совершенствования системы наказаний с китайской спецификой. Остановимся на нескольких актуальных вопросах .

В УК КНР общественный надзор является единственным видом наказания в качестве ограничения свободы. Он и является новаторством китайского законодательства. Первообраз общественного надзора сформировался еще во времена Новодемократической революции. В 1979 г. он был официально включен в УК КНР, но в настоящее время общественный надзор назначается крайне редко, одной из главных причин этого является то, что теряется основа надзора со стороны широких масс в связи с введением в Китае рыночной экономики и преобразованием общества. В связи с этим распространяется мнение об исключении общественного надзора из числа уголовных наказаний. Думается, что данный вид наказания нужно сохранить, поскольку он отвечает тенденции к смягчению уголовных наказаний. Следует только преобразовать этот вид наказания с учетом зарубежных опытов, и его роль в реализации целей наказания может быть более эффективной. Во-первых, необходимо устранить принцип равной оплаты за равный труд для осужденных и простых работников, а из заработка осужденного необходимо производить удержания по приговору суда. Во-вторых, помимо ограничения свободы для трудоспособных осужденных можно ввести режим общественно полезных работ под надзором. Они должны каждый день либо каждый месяц после своей основной работы в назначенное время на установленном месте выполнить определенное количество общественно полезных работ. В-третьих, чтобы обеспечить качество исполнения данного вида наказания, можно в статьях УК предусмотреть последствия уклонения от надзора, так как при злостном уклонении осужденного от отбывания народного надзора возможна замена надзора другим, более тяжким наказанием, таким как арест либо срочное заключение.

Смертная казнь является наиболее спорным видом наказания. Против смертной казни и в защиту ее сохранения приведено огромное количество самых разнообразных аргументов. На наш взгляд, в Китае смертную казнь необходимо отменить в будущем, но пока ее нужно сохранить, так как Китай находится на специфическом историческом этапе развития, когда все еще существует большое количество особенно тяжких и зачастую чудовищных преступлений, а также ярых неисправимых преступников, в отношении которых в китайской правоприменительной практике традиционно широко применялась смертная казнь как «эффективная» мера наказания. Отсюда следует, что сохранение смертной казни отвечает социальным потребностям и ожиданиям. Кроме того, смертная казнь освобождает общество от дефектных личностей и тех лиц, которые своими преступлениями вызывают глубокую ненависть народа и только смертной казнью которых можно успокоить негодующие массы, необходимо казнить, чтобы дать выход народному гневу. Но все-таки жизнь — это высшая ценность человека. Каждый имеет право на жизнь, в том числе и лицо, совершившее преступление. Поэтому необходимо строго ограничить применение смертной казни. Во-первых, нужно поэтапно сократить число составов преступлений, которые наказываются смертной казнью. В УК КНР число составов преступлений, наказываемых смертной казнью, составляет 69. Число весьма внушительное. Как первый шаг необходимо отменить смертную казнь за совершение преступлений в сфере экономической деятельности, потому что виновные подобного рода заинтересованы в получении материальной выгоды преступным путем. А материальная выгода не эквивалент стоимости человеческой жизни. Смертная казнь может назначаться только за совершение преступлений, посягающих на жизнь человека. Когда санкция в одной статье Особенной части УК предусматривает бессрочное (пожизненное) заключение как альтернатива смертной казни, следует назначать бессрочное (пожизненное) заключение. Кроме того, в Общей части УК предусмотрена смертная казнь с отсрочкой ее исполнения, и в случае необходимости применять смертную казнь нужно по возможности с отсрочкой.

Штраф как вид сравнительно мягкого наказания получил широкое применение в мировой практике. В Китае происходит то же самое: в действующем УК КНР штраф предусмотрен в санкциях примерно 150 статей (около трети). Количество статей, по которым применяется подобного рода наказание, значительно увеличилось по сравнению с УК 1979 г. (только 20 статей). Преступлениями, за совершение которых по УК КНР наказываются штрафом, являются преступления против порядка социалистического рынка, преступления против собственности, преступления против общественного порядка и порядка управления, а также преступления, связанные с коррупцией и взяточничеством. Лицами, к которым применяется штраф, являются как физические, так и юридические (организации). И, к сожалению, китайские органы, исполняющие наказание в виде штрафа, как и их коллеги за рубежом, сталкиваются с серьезной проблемой: уровень исполнения данного вида наказания невысок, так как наложенные штрафы трудно взыскивать. Чтобы разрешить данную проблему, мы считаем, необходимо уделить штрафу как виду наказания должное внимание, изменить его роль в системе наказаний и возвести его в ряд основных видов наказания. Нужно увеличить удельный вес применения штрафа за преступления, совершенные по неосторожности (например, нарушение правил дорожного движения), следует применить штраф в качестве самостоятельной меры наказания к виновным в совершении преступлений из корыстных побуждений. Кроме того, с целью улучшения складывающейся ситуации, на наш взгляд, можно принять ряд следующих мер. Во-первых, суд, назначая наказание, должен учитывать имеющуюся имущественную возможность и потенциальное материальное положение подсудимого, и не следует назначать штраф к лицу, у которого явно нет возможности его уплачивать либо к нему назначать штраф, но только в меньшем размере. Во-вторых, необходимо продвинуть режим декларирования осужденными об источниках доходов для уплаты штрафа, чтобы не возлагать бремя штрафа на родственников и чтобы осужденный не уплатил штраф за счет доходов от противоправных деяний. По возможности не применять к несовершеннолетним штраф, и в случае вынужденного применения штрафа к виновным подобного возраста следует освободить их от его уплаты. В-третьих, нужно усилить применение штрафа за преступления, связанные с извлечением прибыли незаконным путем, и увеличить его размер, чтобы преступники подобного рода не принимали штраф за необходимые расходы предпринимательской деятельности и не продолжали совершать преступления. В-четвертых, нужно по возможности приговорить к уплате штрафа в рассрочку, и установленный срок уплаты должен быть сравнительно длительным; даже если имущественное положение позволяет ему уплатить денежный штраф единовременно, все равно лучше принуждать осужденного выплачивать штраф в рассрочку, чтобы он мог раскаиваться в своем преступлении каждый раз, когда уплачивает штраф. Лицам, у которых время получения доходов не определенно или это время строго ограничено, можно наложить штраф с отсрочкой оплаты. Помимо изложенного необходимо в Кодексе предусмотреть институт замены наказания относительно штрафа как вида наказания, и в случае злостного уклонения от уплаты можно заменить его в конкретном случае арестом либо срочным заключением.

Лишение политических прав как вид наказания появился в новом Китае в качестве средств борьбы против враждебных сил и элементов, что изначально несло в себе явный политический оттенок. На наш взгляд, целесообразно переименовать его в наказание в виде лишения гражданских прав. К тому же права, предусмотренные в пункте 2 ст. 54 УК КНР (свобода слова, печати, собраний, объединений, демонстраций, уличных шествий), относятся к политическим свободам, а в соответствии с действующей Конституцией КНР граждан нельзя лишать политических свобод, поэтому данный пункт необходимо вычеркнуть. Остальные права, установленные в ст. 54 Кодекса, необходимо распределить по разным статьям, чтобы суд при вынесении приговора о лишении прав имел возможность выбирать одно или несколько из них с учетом характера и степени общественной безопасности преступления. Кроме того, нужно добавить к этим положениям и запрет занимать руководящие должности на негосударственных предприятиях, запрет заниматься определенной деятельностью, лишение почетных званий, государственных наград.

Оценивая конфискацию имущества как вид наказания, представляется возможным сделать три замечания. Первое: конфискация имущества обозначает принудительное безвозмездное изъятие материальных средств в собственность государства. Это является очень строгой мерой наказания, поэтому необходимо ограничить ее применение, а по УК КНР конфискация (она указывается в санкциях 59 статей Особенной части Кодекса) устанавливается даже за кражу, мошенничество, коррупцию, что является, на наш взгляд, не вполне справедливым. По нашему мнению, только за преступления против государственной безопасности и тяжкие преступления против общественных интересов (например, незаконный оборот наркотиков, отмывание денег, контрабанду и другие виды организованной преступности) можно назначать конфискацию имущества, а за совершенные из корыстных побуждений преступления (например, производство поддельных товаров, коррупция, взяточничество) и «простые» преступления (например, похищение человека) нельзя применять такой вид наказания (если нужно противодействовать преступлениям такого рода, то следует назначать штраф). Второе: необходимо в Общей части УК четко указать состав имущества осужденного, на которое можно назначить конфискацию. К нему должны относиться: 1) заработная плата, премия, сбережения, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от интеллектуальной деятельности, жилой дом или квартира, иные средства к жизни на правах частной собственности осужденного; 2) ценные бумаги, доля в уставном капитале коммерческих организаций, обязательственные права и иное имущество. Третье: нужно ввести специальную конфискацию в ряды дополнительных видов наказания. Специальная конфискация по сути носит характер наказания, поэтому ввести ее в систему наказаний вполне целесообразно. Более того, когда виновный смешивает доходы от преступления со своим законным имуществом, их насильственное отделение только увеличит объем работы по исполнению приговора суда о конфискации, что очень неэкономично. Кроме того, нужно расширить ее применение в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции. К предметам конфискации должны относиться: доходы от преступлений или имущество, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов; имущество, оборудование и другие средства, использовавшиеся или предназначавшиеся для совершения преступлений.

Это интересно:

  • Ст 2831 ук рф Ст 2831 ук рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Предметы корсары гпк Предметы корсары гпк Здесь задаём любые вопросы по новым предметам в аддоне КПС и обсуждаем их. Интересные бумаги Эти бумагами наверняка заинтересуется какой-либо губернатор. Можно найти в запертых сундуках. Золотая сабля […]
  • Что делать если украли вещи с аккаунта в стим Что делать если украли вещи с аккаунта в стим я не играю на рулетках,на этом сайте прост халяву дали Это ты можешь кому-то другому рассказывать. Обычно люди вписывают ссылку на лохотрон в свой ник, чтоб получить бонус к […]
  • Написать письмо деду морозу лего виш ру 8 лет. Все еще писать Деду Морозу? 9, но не пишем, т.к. считаю это бредом каким-то.у нас Дед мороз приносит подарок сам и , о удивительное чудо, он всегда угадывает то, что хотел ребенок.Для нее это куда чудеснее, чем […]
  • Бланк на алименты уменьшение Исковое заявление об уменьшении размера алиментов Очень часто исковое заявление об уменьшении размера алиментов связывается исключительно с рождением еще одного ребенка. Ситуация распространенная: родитель вступает в новый брак, […]
  • Выдел доли собственниками жилых помещений это Выдел доли собственниками жилых помещений это Доли в праве долевой собственности определяются на основании ст. 245 ГК РФ, раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли урегулированы ст. 252 ГК РФ. […]
  • Если отказали в приватизации земельного участка Что делать при отказе на приватизацию земельного участка Приватизация земельных участков, процедура оформления земельных участков в собственность, сегодня очень популярна. Все землепользователи поняли, что земельные участки, […]
  • Для налогоплательщиков в праве на транспортное средство Внесены изменения в декларацию по транспортному налогу Налоговики откорректировали форму и порядок заполнения декларации по транспортному налогу. Поправки вступят в силу с отчетности за 2014 г. Основные изменения коснулись формы […]