1 предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

Содержание страницы:

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной недр

6.1. Понятие и цели государственного контроля за использованием и охраной недр

Государственный контроль за использованием и охраной недр (далее – геологический контроль) – это деятельность компетентных государственных органов по проверке соблюдения требований законодательства, установленного порядка осуществления деятельности в области недропользования, в том числе выполнение обязательных мероприятий по геологическому изучению недр, охране и восстановлению окружающей среды. В соответствии со ст. 37 Закона РФ «О недрах», задачами государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, а так же органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной компетенции[1].

Государственный контроль за использованием и охраной недр осуществляется в информационной, предупредительной и карательной формах. Целью информационного контроля является сбор, обработка и оценка информации о деятельности недропользователя. Целями предупредительного контроля являются пресечение выявленных нарушений требований горного законодательства, их устранение и ликвидация негативных последствий. Карательный контроль имеет целью наказание лиц, виновных в нарушении требований горного законодательства, непосредственных виновников совершения правонарушения. Для реализации возложенных на них задач, государственные инспекторы, осуществляющие государственный геологический контроль, имеют право:

1) проверять в установленном порядке соблюдение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, при выполнении работ по геологическому изучению и использованию недр, а также документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки;

2) посещать для проведения проверок без предварительного уведомления при предъявлении служебного удостоверения организации независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие геологическое изучение и использование недр;

3) давать пользователям недр, должностным лицам, ответственным за проведение работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, обязательные для исполнения указания по устранению нарушений требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а так же предписания по соблюдению условий лицензионных отношений;

4) подготавливать представления о приостановлении всех видов работ по геологическому изучению недр, если они проводятся с нарушением требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением недр, направлять указанные представления в Федеральное агентство по недропользованию для принятия соответствующих решений;

5) уведомлять в письменной форме пользователя недр и орган, предоставивший ему лицензию на пользование участком недр, о результатах проверки, выявленных нарушениях требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а при необходимости вносить предложения о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами;

6) прекращать в установленном порядке самовольное пользование недрами и застройку площадей залегания полезных ископаемых;

7) рассматривать дела об административных правонарушениях в области недропользования, применять штрафные санкции в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

8) передавать в случае необходимости материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, в компетентные органы для рассмотрения вопроса о привлечении таких лиц к уголовной ответственности;

9) осуществлять иные правомочия, предусмотренные действующим законодательством.

Способом проведения геологического контроля являются периодические проверки на основании приказа компетентного государственного органа. Государственный контроль за использованием и охраной недр осуществляется в ходе плановых и оперативных проверок объектов недропользования, при согласовании планов развития горных работ, технических проектов и осуществлении иной разрешительной деятельности. Основные требования при его проведении, а так же полномочия должностных лиц, осуществляющих проверку, закреплены Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»[2]. Рекомендуется проведение совместных целевых проверок выполнения условий лицензий на пользование недрами территориальными органами МПР России и администрациями субъектов Российской Федерации. Годовые и квартальные графики и планы проведения проверок разрабатываются и взаимно согласовываются руководителями государственных органов, организующих совместные проверки[3].

Продолжительность проверки не может превышать один месяц, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года[4]. Пользователи недр обязаны создавать должностным лицам, осуществляющим государственный геологический контроль, необходимые условия для работы, предоставлять документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию органов, осуществляющих государственный геологический контроль.

В случае выявления в ходе проверки нарушений условий лицензионного соглашения, данные нарушения фиксируются документально. Протокол о выявленных нарушениях заполняется на каждое нарушение отдельно и подписывается должностным лицом, осуществляющим проведение проверки, и уполномоченным на то представителем недропользователя. По каждому факту нарушений отбирается объяснение. В случае нарушения существенных условий лицензии, а так же при систематических нарушениях (2 и более раза подряд), деятельность недропользователя приостанавливается в установленном законом порядке. При проведении проверки пользователи недр обязаны создавать должностным лицам условия для работы, предоставлять необходимые документы, давать объяснения по возникающим в ходе проведения проверки вопросам. Лица, необоснованно препятствующие осуществлению проверки, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим проверку должностным лицам, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность, в том числе уголовную.

Результаты проведения проверки оформляются актом проверки установленной формы[5]. В акте проверки указываются основание проведения проверки, даты начала и окончания проверки, вид проверки (плановая или внеплановая), объект контрольной проверки, реквизиты проверяемой организации – пользователя недр (юридический и фактический адрес). В акте отражается состояние проверяемого объекта, его местонахождение, наличие лицензии на пользование недрами и иных документов (свидетельство о государственной регистрации, лицензии на виды деятельности, договоров подряда и т.д.), наличие проектных документов и необходимых согласований (экспертиз, заключений и т.д.),выполнение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, установленных норм и правил, условий лицензии на пользование недрами, выполнение установленных проектной документацией показателей за последние 3 года. В случае выявления нарушений, в акте перечисляются все выявленные нарушения требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, выполнение условий лицензий на пользование недрами, с указанием на соответствующие пункты, части статей законов и иных нормативных правовых актов. Акт завершает общий вывод о соблюдении (или несоблюдении) пользователями недр требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. К акту проверки прилагаются необходимые для обоснования выводов и рекомендаций комиссии (должностного лица органа государственного геологического контроля) материалы. Член комиссии по проведению проверки, не согласный с общим выводом, вправе приложить особое мнение. Решения органов, осуществляющих государственный геологический контроль, могут быть обжалованы в суд (арбитражный суд) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Обжалование решений органов государственного геологического контроля в суде приостанавливает их исполнение до рассмотрения дела по существу и вынесения решения судом (арбитражным судом).

В целях анализа достоверности информации и разработки рекомендаций, необходимых для рационального использования недр и природных ресурсов при разработке полезных ископаемых, обеспечения использования подземного пространства в рамках существующих норм и правил, соблюдения безопасности жизнедеятельности населения в районах горных работ, осуществления контроля за исполнением лицензионных условий на недропользование Министерством природных ресурсов РФ создана система аудита недропользования. Аудит недропользования – это процедура проверки деятельности недропользователей на соответствие нормативным актам в сфере недропользования и охраны окружающей среды, соблюдению требований лицензионных соглашений и выработке рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсов недр. Основными задачами аудита недропользования являются:

– определение направлений повышения рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны недр;

– контроль за выполнением условий соглашений (договоров) о разделе продукции в части поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения на стадиях процессов заключения, исполнения и прекращения соглашений (договоров) о разделе продукции;

– контроль за исполнением лицензионных условий на недропользование, в части недопущения незаконной переуступки лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами, своевременного и правильного внесения платежей за право пользования недрами;

– снижение отрицательного воздействия недропользования на окружающую природную среду, на здоровье населения и персонала предприятий недропользователей;

– подготовка рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности субъектов недропользования[6].

Аудит недропользования проводится специализированными организациями и независимыми аудиторами, имеющими соответствующую лицензию, аттестация аудиторов и аудиторских фирм проводится Министерством природных ресурсов РФ[7]. Аудит недропользования проводится на основании договора, заключенного между недропользователем и аудитором, и финансируется за счёт собственных средств заказчика.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на организацию и проведение государственного контроля за соблюдением условий лицензии при разработке месторождений общераспространённых полезных ископаемых и пользовании участками недр местного значения, определяются субъектами Российской Федерации самостоятельно. Деятельность данных органов субъекта Российской Федерации осуществляется под контролем органов государственного геологического контроля.

6.2. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами

В соответствии со ст. 38 Закона РФ «О недрах», задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее – государственного горного надзора), является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Обязанности по ведению данного надзора возложены на органы государственного горного надзора и их территориальные органы[8]. Главными принципами осуществления государственного горного надзора являются:

  1. принципиальность, настойчивость и последовательность в обеспечении государственных интересов при использовании полезных ископаемых – невозобновляемого вида природных ресурсов;
  2. использование экономических механизмов рационального природопользования в сочетании с мерами административного воздействия;
  3. гласность и открытость надзорной деятельности;
  4. полное использование предоставляемых органам государственного горного надзора прав в сочетании с широким сбором и глубоким обобщением информации по результатам надзорной деятельности и использованием опыта научных и производственных организаций;
  5. профилактика правонарушений;
  6. непрерывное совершенствование организации и методологии системы государственного горного надзора, его организационной структуры;
  7. планирование надзорной деятельности, четкое распределение задач, прав и обязанностей руководителей и работников службы охраны недр;
  8. высокая компетентность и непрерывное повышение квалификации инспекторского состава.

Порядок организации и формы проведения государственного надзора закреплён Методическими указаниями по ведению государственного горного надзора за охраной недр[9]. В целях организации государственного горного надзора за организациями – недропользователями и отдельными объектами пользования недрами закрепляется инспектор горного надзора. В зависимости от вида разрабатываемого полезного ископаемого, сложности производимых горных работ и иных факторов может применяться индивидуальное закрепление инспектора за одним или несколькими организациями и объектами либо осуществление надзорной деятельности инспекторами в составе группы.

Основными объектами государственного горного надзора являются:

1) объекты открытой и подземной добычи полезных ископаемых, включая шахты, рудники, карьеры, разрезы, прииски, промыслы, дражные и сапропелевые разработки, объекты старательской добычи и подземной газификации, скважины по добыче нефти, газа, лечебных минеральных, теплоэнергетических и промышленных вод, комплексы геотехнологической добычи полезных ископаемых, включая подземную добычу соли, кучное выщелачивание, а также соответствующие накопители отходов добычи, включая отвалы, терриконики, амбары и др.;

2) ликвидированные или законсервированные объекты пользования недрами (шахты, рудники, скважины), являющиеся источником потенциальной опасности для населения и окружающей природной среды;

3) объекты, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая полигоны подземного захоронения отходов, подземные хранилища газа, промышленной продукции и продуктов питания; строящиеся подземные коллекторы глубокого заложения, выработки метро, подземные выработки специального назначения и др.

Государственный горный надзор ведётся за всеми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, обладающими лицензией на пользование недрами, вне зависимости от того, ведутся ими или нет работы, связанные с пользованием недрами. Основной формой осуществления государственного горного надзора является обследование предприятия – недропользователя, которое включает проверку как соблюдения установленных требований по безопасности ведения горных работ и охраны недр непосредственно на горном отводе, включая вопросы сохранности запасов, наличия сверхнормативных потерь, состояния бортов карьеров, откосов отвалов и иных горных выработок, маркшейдерских знаков и др., так и состояния геолого-маркшейдерской службы организации – пользователя недр, имеющейся разрешительной, проектной, нормативно-технической, геологической, маркшейдерской и иной документации. Комплексное обследование охватывает все горные отводы, предоставленные в пользование данному предприятию, и проводится не реже чем один раз в пять лет. Целевое обследование охватывает ограниченный круг вопросов, в который включаются только вопросы, наиболее определяющие уровень охраны недр и безопасности ведения горных работ, охраняемых зданий и сооружений в данной организации. Целевое обследование недропользователей проводится не реже одного раза в год, обследование организаций по добыче общераспространенных полезных ископаемых – не реже одного раза в три года. В целях проверки ранее выданных предписаний проводится оперативное обследование. При проведении обследований необходимо проверить:

  1. наличие утвержденной и согласованной в установленном порядке разрешительной документации;
  2. правильность и своевременность внесения налогов на добычу полезных ископаемых;
  3. соответствие направлений работ и объемов потерь при добыче и переработке минерального сырья согласованным годовым планам развития горных работ;
  4. обеспечение полноты отработки запасов и недопущение сверхнормативных потерь полезных ископаемых, достоверность учета запасов, своевременность и обоснованность их списания с учета организации;
  5. выполнение установленных мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок;
  6. состояние геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ;
  7. знание работниками поднадзорной организации правил и норм охраны недр;
  8. исполнение ранее выданных предписаний и рекомендаций.

Выявленные в результате обследования нарушения подлежат документальному закреплению. Протокол заполняется по каждому факту выявленного нарушения и подписывается инспектором горного надзора и представителем недропользователя. Об устранении выявленных нарушений недропользователю выдаётся предписание с указанием видов нарушений и сроков устранения по каждому нарушению отдельно. Предписания должны основываться на действующих требованиях законодательных и иных нормативных актов, однозначно пониматься и не выходить за рамки установленной компетенции и полномочий органов государственного горного надзора. При обнаружении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, должны быть незамедлительно приняты все необходимые меры по предотвращению угрозы, включая эвакуацию людей и приостановку работ. В случае неудовлетворительного состояния исполнения установленных законодательством, лицензионными соглашениями, стандартами (нормами, правилами) требований, органы горного надзора имеют право направлять предложения в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, о приостановке действия лицензии или об ее изъятии либо требовать от недропользователей разработки и реализации комплекса мероприятий по поэтапному приведению работ в удовлетворительное состояние.

6.3. Государственная горноспасательная служба

Являясь опасными производственными объектами, объекты пользования недрами представляют повышенную угрозу для жизни, здоровья и имущества граждан, состояния окружающей среды. Технологические процессы, используемые при геологическом изучении недр, разработке месторождений полезных ископаемых, связаны с особым риском для жизни и здоровья работников предприятий – недропользователей. Закон РФ «О недрах» (ст. 24) предусматривает, что непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору. Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами – лиц, имеющих соответствующее специальное образование;

2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;

4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;

5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;

6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;

7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;

8) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;

9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;

10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.

Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений – профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.

Государственная горноспасательная служба и служба по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций[10].

Задачи аварийно-спасательных служб были определены Федеральным законом от 22 августа 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»[11]. В соответствии со ст. 1 данного закона, аварийно-спасательная служба – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в федеральных органах исполнительной власти по решению Правительства Российской Федерации, в организациях – по решению руководства организаций по согласованию с уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации[12]. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.

[1] В соответствии с Положением о государственном контроле за использованием и охраной недр, органом государственного геологического контроля является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, органом государственного горного надзора – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и их территориальные органы (Постановление Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр». СЗ РФ. 2005. № 20. Ст. 1885.) Подробнее о их компетенции см. Главу III настоящего учебника.

[2] СЗ РФ. 2005. № 20. Ст. 1885.

[3] Методические указания по участию органов Госгортехнадзора России в лицензировании пользования недрами РД 07-361-00 (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 29 мая 2000 г. № 28)

[4] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». СЗ РФ. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3436.

[5] Форма акта и иных документов, оформляемых в ходе проведения проверки, установлены приказом МПР РФ от 23 марта 2006 г. № 58 «Об утверждении Порядка оформления результатов контрольных проверок органом государственного геологического контроля, а также формы предписаний по устранению выявленных нарушений и актов проверок» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 мая 2006 г. № 19.

[6] Приказ МПР РФ от 2 апреля 1998 г. № 95 «О создании системы аудита недропользования». Текст приказа официально опубликован не был.

[7] Лицензирование аудиторской деятельности прекращается с 1 июля 2008 года.

[8] В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», органом государственного горного надзора является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. // СЗ РФ. 2005. № 20. Ст. 1885.

[9] Утверждены постановлением Госгортехнадзора РФ от 4 февраля 2002 г. № 9.

[10] Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 4. // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

[11] СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503.

[12] Перечень функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их ведомственная принадлежность установлены Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ. 2004. № 2. Ст. 121.

1 предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

ГОСТ Р 55201-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПЕРЕЧНЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Safety in emergencies. Procedure for the development of a list of measures for civil defense, measures for prevention of natural and man-caused emergencies in capital construction design

Дата введения 2013-07-01

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт предназначен для применения при разработке перечня мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проектной документации на объекты капитального строительства, а также в составе проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования:

— федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), и их территориальными органами;

— органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

— научно-исследовательскими, проектными, строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.4-2006 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
________________
На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 1.4-2004, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 21.1101-2009 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий

ГОСТ Р 22.0.07-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров

ГОСТ Р 22.0.10-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения

ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения

ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования

ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения

ГОСТ Р 22.6.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования

ГОСТ Р 53111-2008 Устойчивость функционирования сети связи общего пользования. Требования и методы проверки

1 При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

2 Термины, содержащиеся в указанных стандартах, подлежат применению только в том случае, если они не противоречат аналогичным терминам, содержащимся в настоящем стандарте.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1]-[5], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийно химически опасное вещество: Опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах).

3.2 анализ риска чрезвычайной ситуации: Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска чрезвычайной ситуации.

3.3 дежурный персонал: Лица (рабочие и служащие), находящиеся на дежурстве в смене объектов производственного и непроизводственного назначений (за исключением линейных объектов), обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

3.4 линейный персонал: Лица (рабочие и служащие), обслуживающие линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), сети инженерно-технического обеспечения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии, иные подобные сооружения и объекты капитального строительства, обеспечивающие жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

3.5 защитное сооружение гражданской обороны: Сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3.6 зона возможного затопления: Территория, которая может быть покрыта водой в период половодья, паводков, а также в результате повреждения или разрушения гидротехнических сооружений.

3.7 зона возможного катастрофического затопления: Зона возможного затопления, в которой ожидаются или вероятны гибель людей, повреждение или уничтожение имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

3.8 зона возможного образования завалов: Часть территории зоны возможных разрушений, включающая участки расположения зданий, строений и сооружений с прилегающей к ним территорией, на которой возможно образование завалов из обрушающихся конструкций этих зданий и сооружений.

3.9 зона возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения): Часть территории зоны возможного радиоактивного загрязнения, в пределах которой возможно превышение установленного законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности верхнего критического значения доз облучения населения.

3.10 зона возможного радиоактивного загрязнения (заражения): Территория или акватория, на которой возможно загрязнение объектов защиты радиоактивными веществами, приводящее к превышению установленных законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности пределов доз облучения населения.

3.13 зона возможных слабых разрушений: Территория, заключенная между границами зоны возможных сильных разрушений и зоны возможных разрушений.

3.14 зона возможного химического заражения: Территория, в пределах которой в результате повреждения или разрушения емкостей (технологического оборудования) с аварийно химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях или количествах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

3.15 зона световой маскировки: Территория между государственной границей и рубежом, расположенным на удалении до 600 км от государственной границы.

3.16 источник чрезвычайной ситуации: Опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

3.17 мероприятия по гражданской обороне, по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Совокупность проектных решений и организационных мероприятий, реализуемых при строительстве и направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3.18 наибольшая работающая смена: Максимальная по численности работающая смена организации, продолжающая свою деятельность в военное время.

3.19 опасные техногенные происшествия: Аварии в зданиях, сооружениях как производственного, так и непроизводственного назначения или на транспорте, пожары, взрывы, высвобождение различных видов энергии и/или выбросы в окружающую среду радиоактивных веществ, материалов или опасных химических веществ.

3.20 опасное химическое вещество: Химическое вещество, прямое или опосредованное, воздействие которого на человека может вызывать острые и хронические заболевания людей или их гибель.

3.21 организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне: Организации, имеющие мобилизационное задание (заказ) и/или представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и/или представляющие уникальную культурную ценность, а также иные организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

3.22 оценка риска чрезвычайной ситуации: Общий процесс идентификации (выявления), анализа и оценивания риска чрезвычайной ситуации.

3.23 поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации техногенного характера (поражающий фактор чрезвычайной ситуации техногенного характера): Составляющая опасного техногенного происшествия, характеризуемая физическими и химическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

3.24 поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации природного характера (поражающий фактор чрезвычайной ситуации природного характера): Составляющая опасного природного явления или процесса, вызванная источником природной чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими, биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

3.25 поражающие факторы современных средств поражения: Явления и процессы, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий и оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, государственное и муниципальное имущество.

3.26 потенциально опасные объекты: Совокупность зданий, строений, сооружений, машин, оборудования и технических средств, расположенных на определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации объектах использования атомной энергии (в том числе ядерных установках, пунктах хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов), опасных производственных, особо опасных, технически сложных, уникальных объектах и гидротехнических сооружениях, аварии на которых могут привести к чрезвычайным ситуациям.

3.27 риск чрезвычайной ситуации: Сочетание вероятности возникновения чрезвычайной ситуации и ее последствий.

3.28 система оповещения: Организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения.

3.29 структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений; СМИС: Построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления на потенциально опасных объектах мониторинга систем инженерно-технического обеспечения, строительных конструкций зданий и сооружений, технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений, передачи информации об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы потенциально опасных объектов, а также в единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

3.30 средство индивидуальной защиты: Средство, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на одного человека.

3.31 ущерб от чрезвычайной ситуации: Абсолютный размер вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

3.32 эвакуация населения (персонала проектируемого объекта): Комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) населения (персонала проектируемого объекта) из зон чрезвычайных ситуаций или возможных зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и размещению его в безопасных районах (местах).

4 Основные положения по разработке мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

4.1 Мероприятия по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (мероприятия ГОЧС) разрабатываются при подготовке проектной документации на объекты капитального строительства, а также при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (проектная документация).

4.2 При подготовке проектной документации объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности мероприятия ГОЧС в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101 оформляют отдельным подразделом «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ПМ ГОЧС), входящим в состав раздела «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».

Примечание — Подраздел «ПМ ГОЧС» разрабатывается также при подготовке проектной документации на объекты капитального строительства, не попадающие под категорию объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, но для которых федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации установлены требования в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.3 Критерии отнесения проектируемых объектов к объектам использования атомной энергии, опасным производственным объектам, особо опасным, технически сложным, уникальным объектам, объектам обороны и безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

4.4 Подготовка подраздела «ПМ ГОЧС» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4.5 Реализация проектных решений, содержащихся в подразделе «ПМ ГОЧС», осуществляется путем их учета при разработке рабочей документации (на следующей стадии проектирования) и в процессе строительства.

4.6 Если для разработки подраздела «ПМ ГОЧС» недостаточно требований по надежности и безопасности, предусмотрено отступление от требований, установленных нормативными техническими документами в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, или если такие требования не установлены, то разработке подраздела «ПМ ГОЧС» предшествует разработка специальных технических условий в порядке, установленном федеральным законодательством.

4.7 Привлекаемая к разработке подраздела «ПМ ГОЧС» организация должна иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, организацией, осуществляющей саморегулирование в области архитектурно-строительного проектирования. Указанное свидетельство должно содержать сведения о допуске организации — разработчика подраздела «ПМ ГОЧС» к разработке мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.8 Мероприятия ГОЧС, изложенные в подразделе «ПМ ГОЧС», должны соответствовать исходным данным (техническим условиям) для разработки мероприятий ГОЧС в составе проектной документации объекта капитального строительства, выдаваемым уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — территориальным органом МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

4.9 При отсутствии или неполном представлении необходимых сведений для разработки подраздела «ПМ ГОЧС» проектная организация, разрабатывающая подраздел «ПМ ГОЧС», руководствуется требованиями законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, результатами инженерных изысканий и прочими документами, учтенными при разработке проектной документации на проектируемый объект без согласования с органом, которым выданы исходные данные (технические условия) для проектирования мероприятий ГОЧС.

4.10 Подраздел «ПМ ГОЧС» оформляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в области градостроительной деятельности, а при их отсутствии — в соответствии с национальными стандартами системы проектной документации для строительства (СПДС), а также национальными стандартами единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

4.11 Подраздел «ПМ ГОЧС» подлежит государственной экспертизе, осуществляемой в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности и техническом регулировании.

5 Подготовка исходных данных для разработки мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

5.1 Заказчик проектной документации или лицо, осуществляющие ее подготовку, должны осуществлять сбор исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС.

5.2 По запросу (заявлению) заказчика проектной документации или проектной организации, уполномоченной заказчиком, уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — территориальный орган МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации осуществляют подготовку и выдачу исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС с целью их последующего учета в составе подраздела «ПМ ГОЧС».

5.3 Форма запроса (заявления) на выдачу исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС приведена в приложении А.

5.4 Форма представления исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС приведена в приложении Б.

6 Состав подраздела «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

6.1 Общие требования

6.1.1 Подраздел «ПМ ГОЧС» оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101; он включает в себя текстовые и графические материалы, оформляемые в следующей последовательности:

— содержание подраздела «ПМ ГОЧС»;

— состав проектной документации;

6.1.2 В текстовую часть следует включать общие сведения об объекте капитального строительства (объеме и содержании мероприятий по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства), описание принятых технических и иных решений, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пояснения, ссылки на нормативные и/или технические документы в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, используемые при подготовке подраздела «ПМ ГОЧС», и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. По проектным решениям, изложенным в других разделах проектной документации и содержащим мероприятия ГОЧС, приводятся только сведения и общие описания указанных решений с обязательной ссылкой на раздел проектной документации, в котором имеется необходимая информация.

6.1.3 Графическую часть следует выполнять в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, отображающих предусмотренные проектной документацией мероприятия по гражданской обороне и мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

6.1.4 В случаях, предусмотренных для проектируемых объектов федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, в состав мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включают:

а) технические решения в отношении локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов с их обоснованиями и характеристиками;

б) проектные решения в отношении строящихся защитных сооружений гражданской обороны;

в) мероприятия по приспособлению зданий (сооружений), подземных горных выработок, линий метрополитенов и иных подземных пространств для их использования в качестве защитных сооружений гражданской обороны;

г) мероприятия по приспособлению объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки населения, обеззараживания одежды и специальной обработки техники;

д) мероприятия по созданию и обеспечению функционирования структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций.

6.1.5 Технические и проектные решения, указанные в перечислении а) 6.1.4, разрабатывают и оформляют в соответствии с требованиями к составу и содержанию разделов проектной документации, определяемыми Правительством Российской Федерации.

6.1.6 Мероприятия и проектные решения, указанные в перечислениях б)-д) 6.1.4, включают в подраздел «ПМ ГОЧС» отдельными его частями, разделенными, при необходимости, на книги (указывает заказчик в задании на проектирование или дополнении к нему).

Нормы и правила разработки указанных мероприятий — согласно иным документам по стандартизации.

6.2 Состав текстовой части

6.2.1 В текстовой части подраздела «ПМ ГОЧС» следует приводить:

а) список разработчиков подраздела «ПМ ГОЧС» с указанием сведений об их аттестации на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

б) заверение проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на проектирование, градостроительным регламентом, документами об использовании земельного участка для строительства (в случае если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент), техническими регламентами, в т.ч. устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий;

в) общие положения, включающие:

1) данные об организации — разработчике подраздела «ПМ ГОЧС»,

2) сведения о наличии у организации — разработчика подраздела «ПМ ГОЧС» свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, осуществляющей саморегулирование в области архитектурно-строительного проектирования, и подтверждающего допуск организации — разработчика подраздела «ПМ ГОЧС» к выполнению таких видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, как разработка мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

3) исходные данные, полученные для разработки мероприятий ГОЧС,

4) краткую характеристику проектируемого объекта, его месторасположения и основных технологических процессов,

5) сведения о размерах и границах территории объекта, границах запретных, охранных и санитарно-защитных зон проектируемого объекта;

г) перечень мероприятий по гражданской обороне;

д) перечень мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

е) перечень используемых сокращений и обозначений;

ж) перечень федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, нормативных документов, документов в области стандартизации и иных документов, использованных при разработке мероприятий ГОЧС;

6.2.2 Перечень мероприятий по гражданской обороне должен включать в себя:

— сведения об отнесении проектируемого объекта к категории по гражданской обороне;

— сведения об удалении проектируемого объекта от городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и объектов особой важности по гражданской обороне;

— сведения о границах зон возможных опасностей, в которых может оказаться проектируемый объект при ведении военных действий или вследствие этих действий, в т.ч. зон возможных разрушений, возможного химического заражения, катастрофического затопления, радиоактивного загрязнения (заражения), зон возможного образования завалов, а также сведения о расположении проектируемого объекта относительно зоны световой маскировки;

— сведения о продолжении функционирования проектируемого объекта в военное время или прекращении, или переносе деятельности объекта в другое место, а также о перепрофилировании проектируемого производства на выпуск иной продукции;

— сведения о численности наибольшей работающей смены проектируемого объекта в военное время, а также численности дежурного и линейного персонала проектируемого объекта, обеспечивающего жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и объектов особой важности в военное время;

— сведения о соответствии степени огнестойкости проектируемых зданий (сооружений) требованиям, предъявляемым к зданиям (сооружениям) объектов, отнесенным к категориям по гражданской обороне;

— решения по управлению гражданской обороной проектируемого объекта, системам оповещения персонала об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— мероприятия по световой и другим видам маскировки проектируемого объекта;

Документ не приводится. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

— обоснование введения режимов радиационной защиты на территории проектируемого объекта, подвергшейся радиоактивному загрязнению (заражению);

— проектные решения по обеспечению безаварийной остановки технологических процессов при угрозе воздействия или воздействии по проектируемому объекту поражающих факторов современных средств поражения;

— мероприятия по повышению эффективности защиты производственных фондов проектируемого объекта при воздействии по ним современных средств поражения;

— мероприятия по приспособлению объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, обеззараживания одежды и специальной обработки техники;

— мероприятия по мониторингу состояния радиационной и химической обстановки на территории проектируемого объекта;

Документ не приводится. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

1 Укрытию в убежищах подлежат:

— работники наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, а также работники работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне;

— работники атомных станций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций;

— нетранспортабельные больные, находящиеся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, а также обслуживающий их медицинский персонал;

— трудоспособное население городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне.

2 Укрытию в противорадиационных укрытиях подлежат:

— работники организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время;

— население городов и других населенных пунктов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, а также население, эвакуируемое из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления;

— решения по созданию и содержанию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, обеспечению населения и персонала проектируемого объекта средствами индивидуальной защиты;

— мероприятия по обеспечению эвакуации персонала и материальных ценностей в безопасные районы.

6.2.3 Перечень мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должен включать в себя следующие сведения и мероприятия, разработанные с учетом требований ГОСТ Р 22.3.03:

— перечень и характеристики производств (технологического оборудования) проектируемого объекта, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера как на территории проектируемого объекта, так и за его пределами;

— сведения об объектах производственного назначения, транспортных коммуникациях и линейных объектах, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера на проектируемом объекте.

Примечание — Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера следует принимать в соответствии с ГОСТ Р 22.0.07;

— сведения о природно-климатических условиях в районе строительства, результаты оценки частоты и интенсивности проявлений опасных природных процессов и явлений, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации природного характера на проектируемом объекте;

— результаты определения (расчета) границ и характеристик зон воздействия поражающих факторов аварий, опасных природных процессов и явлений, которые могут привести к чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера как на проектируемом объекте, так и за его пределами;

— сведения о численности и размещении персонала проектируемого объекта, объектов и/или организаций, населения на территориях, прилегающих к проектируемому объекту, которые могут оказаться в зоне возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— результаты анализа риска чрезвычайных ситуаций для проектируемого объекта.

Примечание — Анализ риска чрезвычайных ситуаций следует осуществлять в проектной документации:

— гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

— опасных производственных объектов, на которых получают, используют, перерабатывают, образуют, хранят, транспортируют, уничтожают опасные вещества, указанные в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [10], в количествах, превышающих указанные в приложении 2 к Федеральному закону [10]. Исключением являются газораспределительные системы, на которых используют, хранят, транспортируют природный газ под давлением до 1,2 МПа включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 МПа включительно;

— мероприятия, направленные на уменьшение риска чрезвычайных ситуаций на проектируемом объекте;

— предусмотренные проектной документацией мероприятия по контролю радиационной, химической обстановки; обнаружению взрывоопасных концентраций; обнаружению предметов, снаряженных химически опасными, взрывоопасными и радиоактивными веществами; мониторингу стационарными автоматизированными системами состояния систем инженерно-технического обеспечения, строительных конструкций зданий (сооружений) проектируемого объекта, мониторингу технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений, опасных природных процессов и явлений.

Примечание — Мероприятия по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций следует разрабатывать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.1.01 и ГОСТ Р 22.1.12;

— мероприятия по защите проектируемого объекта и персонала от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, вызванных авариями на рядом расположенных объектах производственного назначения и линейных объектах;

— предусмотренные проектной документацией мероприятия по инженерной защите проектируемого объекта от чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных опасными природными процессами и явлениями, разработанные в соответствии с требованиями СНиП 22-01 [11], СНиП 23-01 [12], СНиП 2.06.15 [13], СНиП 22-02 [14], СНиП II-7 [15], СНиП 2.01.09 [16].

Примечание — Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций природного характера согласно ГОСТ Р 22.0.06;

— решения по созданию и содержанию на проектируемом объекте запасов материальных средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

— предусмотренные проектной документацией технические решения по системам оповещения о чрезвычайных ситуациях (включая локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов);

— мероприятия по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, обеспечению гарантированной, устойчивой радиосвязи и проводной связи при чрезвычайных ситуациях и их ликвидации, разработанные с учетом требований ГОСТ Р 53111;

— мероприятия по обеспечению эвакуации населения (персонала проектируемого объекта) при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мероприятия по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на территории проектируемого объекта аварийно-спасательных сил для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6.2.4 В приложениях к текстовой части должны быть представлены:

— копия перечня исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС, выданного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации);

— копия свидетельства о допуске организации — разработчика подраздела «ПМ ГОЧС» к разработке мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— копия паспорта, имеющегося на объекте защитного сооружения гражданской обороны (при наличии такового);

— копия акта проверки содержания и использования защитного сооружения ГО (при наличии такового);

— копия акта проверки готовности объекта коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей и/или обеззараживания одежды, и/или специальной обработки техники (при наличии).

6.3 Состав графической части

6.3.1 В графическую часть подраздела «ПМ ГОЧС» следует включать следующие графические материалы, оформленные с учетом требований ГОСТ Р 22.0.10:

— ситуационный план района строительства с указанием границ зон возможной опасности, предусмотренных СНиП 2.01.51 [17], в которых может оказаться проектируемый объект при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— схему планировочной организации (ситуационный план) земельного участка, предоставленного для размещения проектируемого объекта, с указанием границы проектной застройки, характеристик зон воздействия поражающих факторов возможных аварий на проектируемом объекте, количества людей, попадающих в зоны поражения при наиболее опасных сценариях чрезвычайных ситуаций, а также с маршрутов эвакуации населения (персонала проектируемого объекта), ввода и передвижения аварийно-спасательных сил на территории проектируемого объекта;

— ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения проектируемого объекта (границы проектной застройки), характеристик зон воздействия на проектируемый объект поражающих факторов возможных аварий на рядом расположенных объектах производственного назначения и линейных объектах, количества людей, попадающих в зоны поражения, по каждому сценарию чрезвычайных ситуаций, а также маршрутов эвакуации населения (персонала проектируемого объекта), ввода и передвижения аварийно-спасательных сил на территории проектируемого объекта;

— схему эвакуации персонала (населения) из мест массового пребывания людей в зданиях (сооружениях) проектируемого объекта;

— схемы размещения, структурные и функциональные схемы объектовых и локальных систем оповещения, систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций с необходимыми пояснениями (при необходимости);

— другие графические материалы, отражающие принятые в проектной документации проектные решения по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

6.3.2 Масштабы чертежей, включаемых в графическую часть, — согласно ГОСТ Р 21.1101.

7 Требования к проектированию мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устанавливаемые организациями, осуществляющими саморегулирование в области архитектурно-строительного проектирования

7.1 Организации, осуществляющие саморегулирование в области архитектурно-строительного проектирования (саморегулируемые организации), для целей применения настоящего стандарта в организациях, разрабатывающих подразделы «ПМ ГОЧС», могут разрабатывать стандарты саморегулируемых организаций.

7.2 Объектами стандартизации саморегулируемых организаций в области проектирования мероприятий ГОЧС могут быть:

— методы и методики проектирования мероприятий ГОЧС;

— процессы, связанные с разработкой подраздела «ПМ ГОЧС» в составе проектной документации.

7.3 Стандарты саморегулируемых организаций следует разрабатывать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.4.

7.4 Стандарты саморегулируемых организаций в области проектирования мероприятий ГОЧС допускается предоставлять для экспертизы в технический комитет по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций».

Это интересно:

  • Ограниченная дееспособность гк рф Статья 30 ГК РФ. Ограничение дееспособности гражданина Новая редакция Ст. 30 ГК РФ 1. Гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою […]
  • Ноябрьск снос аварийного жилья Власти Ноябрьска потратят в этом году 37 млн рублей на снос 250 аварийных домов Администрация Ноябрьска выделила 37 млн рублей на снос до конца года 250 аварийных домов. Как сообщили Znak.com в пресс-службе мэрии, в июне […]
  • Процессуальный порядок избрания меры пресечения заключения под стражу Процессуальный порядок избрания меры пресечения заключения под стражу Тема 8. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ 8.1. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за […]
  • Юрист кока кола Юрист кока кола Требования: Высшее юридическое образование. Опыт работы от 3-х лет. Отличное знание законодательства в области правил продажи товаров, законодательства о рекламе. Опыт представительства в судах. […]
  • Жк при больнице 15 Больница № 14 для взрослых (бывш. им. володарского) Адрес 198099, Санкт-Петербург, ул. Косинова, д. 19 , Кировский район метро Нарвская — 690 метров Телефон +7 (812) 786-76-76 справочное +7 (812) 787-77-77 приёмный […]
  • Гражданский кодекс статья 575 Гражданский кодекс статья 575 Законодательные акты, которые могут пригодиться при создании ТСЖ Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных […]
  • Судебная практика по ст 17 гк рф Изменение подхода в толковании п. 1 ст. 367 ГК РФ о прекращении поручительства: каковы возможные последствия для кредитора? Изменения Общей части обязательственного права ГК РФ на основании Федерального закона от 8 марта 2015 г. […]
  • Забыл водительские права дома штраф Забыл водительские права дома штраф Почти каждый водитель хоть раз в жизни да понимал — забыл дома права! Что делать в этом случае, какие санкции грозят и можно ли «договориться» с гаишником? Согласно пункту 12.3 часть 1 КоАП […]